10 июля 2014 года в 16:00 в Боровичском филиале Новгородского музея-заповедника – Музее истории г. Боровичи и Боровичского края (Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Дзержинского, 7) – открывается выставка «Знакомство с коллекцией. Портрет в России XVIII – начала ХХ века. Из собрания Новгородского музея-заповедника». Выставка представляет наиболее интересную часть исторического портрета из фондов Новгородского музея-заповедника, большинство произведений экспонируется впервые после проведения комплексных реставрационных и исследовательских работ.
Открывают выставку произведения, получившие название парсуны. Это одно из наиболее самобытных явлений отечественного искусства Нового времени. Они наглядно демонстрируют основные переходные черты от иконного образа к светской станковой картине. В каждой парсуне явственно выражено внимание к личностному началу портретируемого, физиономическое изображение носит подробный натуралистический характер. Большое значение в парсуне придается созданию внушительности образа. Этому способствуют укрупненный масштаб и импозантная горделивая поза модели, детально передается узорочье костюма и атрибутика.
Особой репрезентативностью формы и образа отличаются портреты российских императоров и членов императорской фамилии. Независимо от парадной или камерной формы этим произведениям свойственны черты «большого» стиля: монументальность и представительность, безупречная композиция, гармоничный колорит и великолепная передача фактуры.
Небольшую, но очень интересную группу произведений на выставке представляют миниатюрные портреты. Их появление в России в начале XVIII столетия связано с именем Петра I, привезшего из Англии первые художественные образцы. Миниатюры имеют небольшой формат, отличаются особой тонкостью изобразительных приемов и интимным характером воспроизведения модели. Художники-миниатюристы в качестве основы использовали тончайшие серебряные и медные пластины, слоновую кость, стекло, перламутр, бумагу, картон. Они работали в основном в технике эмали и акварели с гуашью, в отдельных случаях применяли тушь, черный лак, сусальное золото, цветные пасты, карандаш, гравировку. Миниатюрные портреты в драгоценном обрамлении служили украшением костюмов, их вставляли в медальоны, перстни, трости, шкатулки, крышки часов, портмоне, бювары, но чаще всего они выступали как самостоятельные художественные предметы.
Высокие живописные достоинства характерны и для обширной галереи портретов, созданных мастерами академической школы XIX века. Произведения художников-академистов неизменно пользовались огромной популярностью у широкой публики. Не случайно один из последовательных и убежденных критиков салонного искусства В.В. Стасов вынужден был признать, что в этом искусстве есть «что-то такое, что глубоко соответствует нашим потребностям, нашему эстетическому чувству».
В XIX веке в архиерейских домах и крупных монастырях также сложились портретные галереи православных священнослужителей, запечатлевшие «в лицах» историю местных епархий. Духовные лица, исполненные достоинства и торжественного благочестия, изображены в парадных богослужебных облачениях с драгоценными наперсными крестами и панагиями, орденскими знаками и медалями, демонстрирующими заслуги иерархов перед Церковью и Отечеством.
Выставка будет работать до 20 сентября 2014 г.
Показать полностью...