RUS    ENG
Юнеско
Развернуть
Понедельник 29 Май 2017
Май 2017
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Магдебургские врата Новгородского Софийского собора


Явление Христа апостолам и Богоматери» («Credo apostolorum»)

«Явление Христа апостолам и Богоматери» («Credo apostolorum»)

В центре композиции изображен восседающий на престоле Христос; по сторонам, двумя группами – предстоящие Богоматерь и апостолы.

Христос во славе

«Христос во славе» с символами евангелистов и небесными светилами («Majestas Domini»), понимаемый как образ «Вознесения Господня», который в храмовом декоре обычно занимает доминирующую позицию и также изображается в верхних зонах. В соответствии с западноевропейской традицией, Христос представлен попирающим аспида и василиска, олицетворяющих собой мировое зло. По ореолу славы идет латинская надпись: «DOMINUS VIRTUTUM», под ореолом – «IPSE EST REX GLORIAE».

Крещение и Благовещение / Рождество Христово

Крещение и Благовещение

Двухфигурная композиция в левой части клейма иллюстрирует евангельский сюжет о крещении Иисуса Христа в водах реки Иордан Иоанном Крестителем; вверху изображен слетающий голубь – символ сошедшего на Христа при Крещении Святого Духа.
Правее представлена сцена «Благовещения» – явления архангела Гавриила Деве Марии с «благой вестью» о грядущем рождении Иисуса Христа.

Рождество Христово

Сцена чудесного рождения Иисуса Христа включает изображение возлежащей на ложе Богоматери с сидящим в изголовье Иосифом и спеленутого Младенца в яслях.

Вход в Иерусалим / Встреча Христа у врат

Вход в Иерусалим

Христос с благословляющей десницей и свитком входит в Вифанию, сидя на молодой ос

Встреча Христа у врат

Народ встречает Христа пальмовыми ветвями, выходя из Золотых ворот Иерусалима. Перед толпою пальмовое дерево, позади - стена града. Надпись на латыни: «in asino XRS veh».

Аллегорическая фигура с платом в руках, сопровождаемая надписью «Sigere» (предположительно, Мудрость). Сцена «Вход в Иерусалим» разделена на два эпизода аллегорическими фигурками Воина, стоящего надо львом и Юноши со свитком.

Сиф. Поклонение волхвов / Богоматерь на троне и Рахиль

Сиф. Поклонение волхвов

Ряд начинается мужской фигурой (Сиф), держащей раскрытую книгу – возможно, аллегория знаний, и тремя волхвами, шествующими с рождественскими дарами - золотом, ладаном и смирной к восседающей в соседнем клейме на троне Богоматери с младенцем.

Богоматерь на троне и Рахиль

Царственную фигуру Богоматери на троне, представленную в сопровождении архангела, словно из глубины веков прозревает изображенная справа Рахиль с сыном – своеобразный ветхозаветный прообраз Девы Марии.

Предательство Иуды / Гедонизм. Освобождение св. Петра

Предательство Иуды

Рука Иуды лежит на груди Христа, который взят под стражу двумя воинами. Композиция заключена в арочный пролет с надписью на латыни: «S. Petrus traditit Christum (Х_RM)». Рядом стоит аллегорией Предательства-мужская фигура, держащая василиска и указывающей на его раскрытую пасть.

Гедонизм. Освобождение св. Петра

В соседнем клейме изображены аллегория Гедонизма (мужская фигура, опоясанная аспидом) и сцена «Явление ангела апостолу Петру в темнице». Апостол Петр с закованными руками в темнице, куда для его освобождения является ангел Господень. Стража – трое воинов в верхней части композиции. Роль разделяющего эти клейма валика исполняют две фигуры, зеркально расположенные одна под другой (предположительно, аллегория Справедливости).

«Сретение» / Диакон. Ад пожирает грешных (дверная рукоять)

«Сретение»– принесение младенца Христа Иосифом и Марией в Иерусалимский храм. Святая Святых, обозначенная славянской надписью на фоне, трактована как сложная кирпичная конструкция с башенками и арочками и взирающим из-под купольного свода вниз, на происходящее возле престола, маленьким херувимом.

Диакон. Ад пожирает грешных (дверная рукоять)

По средневековой традиции рукояти имеют вид звериных масок с прикрепленными к их челюстям двуглавыми змиями – назидательный образ Ада, призванный напомнить входящему о грядущем Страшном Суде. Одна из масок держит в пасти пять голов осужденных на вечную муку грешников и грешниц разных возрастов, в зубах другой виднеется единственная голова. Здесь, несомненно, нашла отображение мысль, содержащаяся в Первом послании апостола Петра: «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Для усиления впечатления новгородский мастер сверху надписал изображение предостережением: «АД ПОЖИРАЕТ ГРЕШНЫХ».

Ад пожирает грешных (дверная рукоять) / «Бичевания Христа»

Ад пожирает грешных (дверная рукоять)

Рукояти фланкируются изображениями кадящего Диакона и Короля, в котором, как упоминалось, исследователи усматривают «портрет» Фридриха Барбароссы.

Ирод. Бичевание Христа

Клеймо правой створы включает пластину с фигурой царя Ирода , восседающего на троне и созерцающего сцену «Бичевания Христа». Христос привязан к колонне и перевит вервием, рядом он же, в другом ракурсе со связанными руками. Слева стражник с орудием пыток. Вместо вертикального валика, разделяющего клейма этой створы, изображена некая аллегория в виде человека, подножием которому служит узорчатый шар, и поднимающийся к нему дракон.

Встреча Марии и Елизаветы. Бегство в Египет / Диакон. Александр епископ Плотский

Встреча Марии и Елизаветы. Бегство в Египет

«Встреча Марии и Елизаветы». Изображение евангельского эпизода, следующего за «Благовещением» - встречи Марии и Елизаветы в доме Захарии. Елизавета, которая уже шестой месяц ожидала рождения Иоанна Крестителя, благословила Марию как «матерь Господа», а взыгравший в ее чреве младенец знаменовал грядущее рождение Христа. «Бегство в Египет». Сюжет основан на евангельском повествовании о бегстве святого семейства в Египет: царь Ирод, узнавший от волхвов о рождении Спасителя и опасавшийся за свой престол, повелел истребить в Вифлееме всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Явившийся Иосифу во сне ангел предупредил об опасности, грозящей его семье, и повелел укрыться в Египте до смерти Ирода. В клейме изображен Иосиф, ведущий коня, на котором сидит Богородица с младенцем на руках.

Диакон. Александр епископ Плотский

Четыре портрета исторических лиц, из которых по латинской и русской надписям идентифицируется лишь Александр Плоцкий – заказчик врат, представленный в высокой епископской тиаре. Его значимость акцентирована укрупнением фигуры по сравнению со стоящими рядом диаконами, один из которых указывает на Александра – характерный жест, направленный в сторону главного персонажа композиции. Его неоднократно использовали авторы рельефов Магдебургских врат.

Снятие с креста / осиф Аримафейский. Жены-мироносицы у Гроба господня

Снятие с креста


Эпизод из цикла Страстей Христовых, следующий за Распятием. В верхней части композиции изображены слетающие к кресту скорбящие ангелы, у подножия креста – Богоматерь, лобзающая опущенную руку Христа и Иоанн Богослов.

Иосиф Аримафейский. Жены-мироносицы у Гроба господня

Жены-мироносицы, Саломия, Мария и Мария-Магдалена стоят за Гробом Господним. Слева сидящий ангел, сообщающий им о воскресении Христовом. Сцена дополнена двумя фигурами, держащими дароносицы– предположительно, архидиаконами.

Вознесение пророка Илии / Крепость и убожество

Вознесение пророка Илии

Пророк представлен возносящимся в запряженной двумя лошадьми колеснице на небо; в верхней части композиции изображена благословляющая десница, внизу – свидетель чуда, ученик и преемник Илии Елисей. Библейский сюжет о взятии пророка Илии живым на небо истолковывался как прообраз одного из важнейших событий новозаветной истории - Вознесения Христа.

Крепость и убожество

В этой сцене представлена аллегория духоборчества- победа крепких духом и поражение душевно немощных. Изображены воины-победители, попирающие побежденных. Смысл этой необычной для русского искусства иконографии был ясен новгородцам – о том свидетельствуют русские поясняющие надписи «Крепость» и «Убожество» (латинские – «FORTITUDO» и «PAUPERTAS»).

Сошествие во ад. Епископ Вихман / Воскресение Христа. Воин с мечом

Сошествие во ад. Епископ Вихман

«Сошествие во Ад” - редкий иконографический вариант, где Христос представлен поражающим копьем саму адскую геенну, заглатывающую фигурки грешников. В этом же клейме помещена узкая пластина с изображением епископа Вихмана.

Воскресение Христа. Воин с мечом

Завершается регистр нетрадиционно решенной сценой «Воскресения Христа”, изображающей возносящегося Христа, держащего крест в напоминание его крестной смерти и благословляющего оставляемый им мир; Его сопровождают Архангел с книгой и четырехкрылый Херувим с кадилом (он в русской надписи именован также как «Архангел”). Клеймо дополнено фигурой воина с мечом – возможно, свидетеля Воскресения Господня.

«Первородный грех» /«Сотворения Евы»

«Первородный грех»
(слева от Адама – славянская надпись: «СНЕДОСТА ОТ ПЛОДА ДРЕВУ»)

Рядом представлены автопортреты «многогрешных рабов Божиих» - создателей врат мастеров Риквина и Вайсмута. Магдебургские мастера запечатлели себя с орудиями литейного ремесла. Риквин, изображенный слева, держит клещи и весы (над его головой – латинская надпись «RIQVIN ME FECIT» и славянская «МАСТЕР РИКВИН МЕПЕГЕТ».

«Сотворения Евы»
(в верхней части – славянская надпись: «СТВОРЕНИЕ АДАМЛЕ И ЕВГИНО»)

Мастер Вайсмут, предположительно ученик Риквина изображен с клещами и литейной формой (тиглем).

В среднюю часть той же створы вставлена еще одна фигура с атрибутами литейного и кузнечного ремесла. Она выполнена по образцу фигуры рядом стоящего Риквина, но отличается по технике и стилю.. Фигуру сопровождает единственная славянская надпись «МАСТЕРЪ АВРАМЪ», выгравированная над головой изображенного. Видимо это вставка «автопортрета» новгородского мастера, помещенная здесь по образцу немецких собратьев по ремеслу. Вероятно, этому мастеру довелось собирать привезенные части врат и дополнять их некоторыми недостающими деталями, а возможно и снабжать пластины переводами к поясняющим латинским надписям. В пользу этого говорят и православный крест на шее Аврама с инициалами IC XC, и другой тип одежды и обуви - вместо традиционных для горожан средневековой Европы невысоких туфель с заостренными носками, - сапожки, по типу тех, что носили в средневековом Новгороде.

Св. Маврикий с дружиной. Избиение младенцев / Кентавр

Св. Маврикий с дружиной. Избиение младенцев

Композиция «Св. Маврикий с дружиной», вероятно, первоначально связанная с изображениями Риквина и Вайсмута (св. Маврикий считался покровителем магдебургской епархии), а также «Избиение младенцев» – сцена, по всей видимости, попавшая в этот регистр при перестановке в Новгороде и первоначально, скорее всего, находившаяся в одном ряду с «Рождеством Христовым» и «Царем Иродом».

Кентавр

Кентавр, целящийся из лука в невидимого преследователя – олицетворение двойственности человеческой натуры, чье тело тяготеет к греху, а душа устремлена к Богу. Такие изображения известны и на других рельефных вратах средневековой Европы, однако в Новгороде эта фигура была, по всей видимости, соотнесена по смыслу с апокрифическим образом Китовраса – мифического существа, обладающего великими знаниями и помогавшего царю Соломону советами в строительстве храма Премудрости. Замечено, что легенда о Китоврасе получила особое хождение в Новгороде во времена архиепископа Василия Калики (1330-1352).

На протяжении XX в. клеймо с изображением Кентавра неоднократно заменялось: фигура, которая представляет собой единственный на вратах рельеф, обособленный от фоновой пластины, вероятно, была наиболее уязвима в плане сохранности. Нынешний рельеф представляет собой отливку с копии Магдебургских врат, выполненной в 80-х гг. XIX в. А.В. Праховым и хранящейся в Государственном Историческом музее. Прикреплена она была к медной пластине в начале 1960-х гг. взамен утраченной в 1952 г.

Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» 173007, Великий Новгород, Кремль, 11

(8162) 77-36-08 ‒ приёмная
8-921-730-93-92 ‒ информационный центр музея
(8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея
(8162) 77-37-70 ‒
8-921-207-37-70 ‒
заказ экскурсий
(8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел

Проведение тендеров
Противодействие коррупции
Кодекс профессиональной этики
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
План мероприятий по улучшению качества работы

Юридический отдел Новгородского музея-заповедника осуществляет оказание бесплатной юридической помощи в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна. Использование изображений объектов культуры в коммерческих целях без согласования с администрацией музея запрещено. Любые несогласованные действия ведут к нарушению ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», ст.53 Закона Российской Федерации от 09.10.1993 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3212-1.

Оценка услуг