RUS    ENG
Юнеско
Развернуть
  1234
Что нового?
26 января 2018 13:06

Мастера натюрморта

С 26 января в выставочном зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) начинает работу выставка «Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева». Выставка приурочена к 50-летию создания Новгородского отделения Союза художников России. На ней представлено десять натюрмортов из собрания Новгородского музея-заповедника. Посетить выставку можно до 12 марта.

news26012018 1

Изображение предметов - это не «мертвая натура», а «живые» действующие образы, способные рассказывать не только о своей сущности, но также о творческой позиции их создателей. Структура натюрморта, его постановка, выбор точки зрения, характер трактовки вещей всегда заключают в себе определенный, заложенный автором смысл. Даже при внешней элементарной простоте натюрморта язык изображения может быть глубок и неисчерпаем, передавая через «портрет» вещи «портрет» мира. Среди компонентного разнообразия натюрморта наиболее часто встречаются изображения предметов народного быта, когда утилитарная вещь традиционной культуры воспринимается как знак, образно передающий «связь времен».

В творчестве старшего поколения новгородских мастеров, ставших основателями областного отделения Союза художников, натюрморт являлся одним и излюбленных жанров, позволяющих ярко и самобытно сочетать художественные традиции и новации.

news26012018 2Именно в натюрморте наиболее убедительно проявился свежий и сильный талант Дмитрия Журавлева (1933 г.р.), целенаправленно ведущего поиски индивидуального изобразительного языка. Художник сумел избежать банальных этнографических постановок. Например, в таких эпических работах как «Натюрморт с глиняной посудой» (1964) и «Натюрморт с мезенской прялкой» (1977) живая теплота народной вещи получает воплощение в полнозвучном живописном образе, искренне и с любовью передающем красоту обыденного предмета. Свободно широкой кистью художник запечатлевает натуру, усиливая пластическую выразительность каждого предмета в отдельности и в их гармоничной совокупности. Но в традиционных предметах Журавлева привлекает нечто более серьезное, чем внешняя материальная форма, а именно – заключенная в них память поколений, ее глубокая взаимосвязь с современностью.

Живописная экспрессия – основа пластически выразительных предметов в натюрмортах Владимира Рябова (1932 – 1999). Художник видел рождение образа в краске, предпочитал использовать открытые яркие цвета, организующие динамику композиции, смело вводил интенсивный черный, придающий богатство и силу общему колористическому строю. В «Натюрморте с курительной трубкой» (1965) вещественный образ и творчески выявленный цвет органично сливаются друг с другом, позволяя воспринимать в новом свете подлинную красоту натуры. Монументальность и устойчивость присуща работе «Натюрморт с вербой» (1980), в которой живые, полновесные формы предметов крепко и основательно выстроены, их материальная тяжесть усилена контрастом наслаивающихся насыщенных глубоких цветов. В мире вдохновенно изображенных художником вещей весомо и зримо проявляется бытие времени.

news26012018 3Очевидна мировоззренческая позиция при создании натюрморта Дмитрием Кондратьевым (1928 – 2008). Художник отражает через мир вещей собственную систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих его отношение к действительности. Иносказательная ипостась художественного образа в натюрморте «Хлеб» (1985) формируется лаконично и емко через предметы крестьянского быта на основе их традиционно закрепившегося смысла. Это позволяет мастеру вскрыть глубинные пласты темы народной жизни, проходившей «красной нитью» через все его творчество, более того - выйти за пределы обычного ее отражения, обнаруживая не только современное, актуальное содержание, но и вневременное.

Художественное видение Ларисы Новиковой (1930 – 1998) глубоко лирическое. Исполненные ею натюрморты звучат по-разному, но все они полны желанием передать красоту предметного и природного мира. Яркая декоративность — качественная особенность натюрморта «Игрушки» (1970), напрямую связанная с традициями народных промыслов. Тогда как натюрморт «Половодье» (1976) проникнут особой поэтичностью и пленэрной свежестью, запечатленные цветы живут на полотне, они трепетные при всей заметной весомости фактуры и, кажется, отражают первородную силу природы. В выборе предметного ряда каждой работы проступает национальный образ мира, характер мышления художника, ее чувств и восприятия жизни.

news26012018 4Новгородские мастера, органически ощущая духовную причастность к русской культурной традиции, создали подлинно национальные произведения, которые воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением.

Показать полностью...
Мне нравится
Мне не нравится
0
0
Поделись с друзьями...
Другие новости
Новгородский музей-заповедник «де-юро» закрепил сотрудничество с музеями России
19 ноября 2018 16:49
16 и 17 ноября в Санкт-Петербурге состоялось торжественное подписание соглашений о сотрудничестве...
Новгородский музей-заповедник «де-юро» закрепил сотрудничество с музеями России
19 ноября 2018 16:49
16 и 17 ноября в Санкт-Петербурге состоялось торжественное подписание соглашений о сотрудничестве...

Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» 173007, Великий Новгород, Кремль, 11

(8162) 77-36-08 ‒ приёмная
8-921-730-93-92 ‒ информационный центр музея
(8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея
(8162) 77-37-70 ‒
8-921-207-37-70 ‒
заказ экскурсий
(8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел

Проведение тендеров
Противодействие коррупции
Кодекс профессиональной этики
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
План мероприятий по улучшению качества работы

Юридический отдел Новгородского музея-заповедника осуществляет оказание бесплатной юридической помощи в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна. Использование изображений объектов культуры в коммерческих целях без согласования с администрацией музея запрещено. Любые несогласованные действия ведут к нарушению ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», ст.53 Закона Российской Федерации от 09.10.1993 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3212-1.

culturerf

cultforum

Оценка услуг