RUS    ENG
Юнеско
Развернуть
  1234
Что нового?
20 мая 2019 07:15

Новгородский музей-заповедник представит в Кохтла-Ярве выставку графики о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского

20 мая в Белом зале Музея сланца г. Кохтла-Ярве в рамках партнерского сотрудничества городов-побратимов откроется выставка графики «Читая Достоевского» из фондов Новгородского музея-заповедника. На выставке представлено более шестидесяти графических материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. Среди авторов известные российские художники – В.М. Басов, М.Г. Ройтер, Т.В. Прибыловская, Ю.И. Селиверстов, А.А. Ушин, Ю.Ю. Перевезенцев, Б.Л. Непомнящий, В.А. Сулимо-Самуйлло, В.А. Шестаков. В разное время они проиллюстрировали почти все основные произведения Достоевского: «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Кроткая», «Неточка Незванова», «Преступление и наказание», «Игрок», «Записки из мертвого дома», «Братья Карамазовы».

Выставка будет работать по 10 июня.

news05072016 1Имя Ф.М. Достоевского неразрывно связано с Новгородской землей: в г. Старая Русса писатель подолгу жил вместе с семьей. Здесь сохранился его дом, в котором были написаны главы романов «Братья Карамазовы», «Бесы», повести «Подросток». Поэтому Новгородский музей-заповедник огромное внимание уделяет формированию коллекции графики о великом русском классике. Произведения Ф.М. Достоевского привлекли художников с первых журнальных публикаций. В 1948 г. рассказ «Ползунков» был в сатирическо-гротесковой манере проиллюстрирован П.А. Федотовым. Почти все художники-современники писателя оказывались в плену «натуральной» школы и, как и большинство читателей-современников, не проникали вглубь смысла текстов писателя.

В XX столетии появились первые графические сопровождения произведений Достоевского, по-настоящему созвучные литературному оригиналу. В иллюстрациях к повести «Белые ночи» (1922) М.В. Добужинского Петербург впервые стал одним из главных героев. Это открытие было развито художниками второй половины века. В частности, в иллюстрациях к этой же повести Ю.Ю. Перевезенцева (1971) главным символом стала свеча, а город, освещенный ею, предстал не как бытовая среда, а как мифологическое пространство.

Тема города, отчужденного, противопоставленного людям, звучит в иллюстрациях Б.М. Басова к «Бедным людям» (1967 – 1981). Серебристо-серая гамма рисунков не становится у художника романтическим флером. Суховатая четкость карандаша усугубила горькое понимание равнодушия города и мира к человеку. Басова не интересует быт, детали интерьера или одежды – художник всего лишь намечает те декорации, в которых развертываются события. В рисунках Басова есть контраст, свойственный прозе Достоевского, контраст возвышенно-символического, идеального и прозаического.

Одним из важнейших этапов в иллюстрировании Достоевского стали рисунки М.Г. Ройтера к романам «Униженные и оскорбленные» (1946), «Подросток» (1947), «Братья Карамазовы» (1956). Очень ненавязчивые и вдумчивые, они, несомненно, обогатили представление читателей о героях Достоевского. В иллюстрациях к «Неточке Незвановой» (1971) и «Кроткой» (1971) М.Г. Ройтера меньше бытовизма, выразительные контрасты черного и белого, выверенные позы, крупный план создают своеобразный кинематографический эффект – эффект стоп-кадра. В 2017 году в издательстве «Речь» (СПб) вышла книга с этими иллюстрациями мастера.

Замечательна по полноте и точности визуального сопровождения текста серия иллюстрация Т.В. Прибыловской к «Игроку» (1980). Чистый силуэт преобладает в решении всех листов. Штрих выполняет лишь второстепенную функцию, немного смягчая остроту в передаче столкновения страстей. Абсолютная белизна фона выявляет вневременность или, точнее, все-временность жестокой страсти игры, безжалостность фортуны, подчеркивает над-бытовизм пространства игры и ее фатальность.

Символический пласт произведений Ф.М. Достоевского оказался близок художнику-философу Ю.И. Селиверстову. Его прочтение «Братьев Карамазовых» (1973 – 1984), а точнее, Легенды о великом инквизиторе, очень емко, исторично и отчаянно жестоко. Он ограничивает свою фантазию рамками триптиха, добиваясь у зрителя ощущения предстояния, востребованности всех его интеллектуальных возможностей, подчинения чужой воли.

Не менее интересно прочтение Ф.М. Достоевского Б.Л. Непомнящим. Его рисунки-паутинки, воссоздающие портреты Карамазовых (1983), выявляют их антагонизм и родство. Каждый из них невольник страсти. У Федора Карамазова – это страсть плотская, у Ивана – интеллектуально-горячечная, у Алеши – мятущаяся страсть-вера. Поразительна простота художественного языка и ясность мысли художника.

Каждая эпоха ищет и находит в большом писателе свое второе «я». Это естественно. Ф.М. Достоевский не исключение из правил. Он современен, а потому привлекателен и для читателей, и для исследователей, и для художников. Но и сегодня, когда созданы сотни графических интерпретаций, тексты Ф.М. Достоевского по-прежнему оказываются не исчерпанными, а герои притягивают своей необычностью, сложностью, человечностью.

Напомним, что в Кохтла-Ярве уже не первый раз принимают выставку из Великого Новгорода. Новгородский музей-заповедник знакомил жителей Эстонии с всемирно известными иконами из своего собрания; представлял графику Бориса Непомнящего и акварели Семёна Пустовойтова; демонстрировал русские лубочные картинки и декоративные произведения Ивана Бердникова.

Показать полностью...
Мне нравится
Мне не нравится
0
0
Поделись с друзьями...
Другие новости
В Чудовском филиале работает выставка к Году театра в России
21 июня 2019 16:16
С 21 июня по 31 августа в Научно-культурном центре Дома-музея Н.А. Некрасова, Чудовского филиала...
Открытие памятной таблички Б.В. Шевякову
20 июня 2019 21:28
23 июня в 12 часов в Новгородском кремле пройдет торжественная церемония установки памятной...

Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» 173007, Великий Новгород, Кремль, 11

(8162) 77-36-08 ‒ приёмная
8-921-730-93-92 ‒ информационный центр музея
(8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея
(8162) 77-37-70 ‒
8-921-207-37-70 ‒
заказ экскурсий
(8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел

Проведение тендеров
Противодействие коррупции
О профилактике гриппа
Кодекс профессиональной этики
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
План мероприятий по улучшению качества работы

Юридический отдел Новгородского музея-заповедника осуществляет оказание бесплатной юридической помощи в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна. Использование изображений объектов культуры в коммерческих целях без согласования с администрацией музея запрещено. Любые несогласованные действия ведут к нарушению ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», ст.53 Закона Российской Федерации от 09.10.1993 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3212-1.

culturerf

godteatraban

dobross

Лого Арт Таврида

Оценка услуг