RUS    ENG
Юнеско
Развернуть
  1234
Что нового?
29 августа 2019 17:19

«Старообрядческий лубок: традиции и современность. Григорий Токарев-Казарин и Павел Варунин». Проект «Два мастера»

news29082019 130 августа в 16 часов в Главном здании Новгородского музея-заповедника (зд. Присутственных мест, Кремль, 4, 1 этаж) в рамках проекта «Два мастера» откроется выставка «Старообрядческий лубок: традиции и современность. Григорий Токарев-Казарин и Павел Варунин». Выставка представляет произведения двух художников-старообрядцев, творчество которых разделяет сотня лет. Григорий Евдокимович Токарев-Казарин и Павел Григорьевич Варунин – потомственные старообрядцы-поморцы, наставники и удивительные мастера. Посетители смогут увидеть уникальный резной шкаф из фондов Новгородского музея-заповедника работы Токарева-Казарина и лубочные картинки на религиозные сюжеты эстонского художника Варунина. Произведения обоих мастеров выполнены с сохранением стилистики и особенностей иконографии старообрядческого лубка периода его расцвета в XVIII – XIX столетии.

Выставка будет работать по 21 октября.

Лубок – это разновидность народного изобразительного искусства. Лубок часто называют также народной картинкой. Для него характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска, примитивный рисунок, неуклюжий шрифт). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями. В этом смысле старинный лубок сродни современному комиксу.

В России лубочные картинки фиксируются примерно с XVI века. С этого времени в Москве и других городах начали продавать печатные «фряжские», или «немецкие потешные листы». Особая разновидность русского лубка – это рисованный лубок. Его расцвет приходится на середину XVIII – XIX века. Русский рисованный лубок – это художественное явление, связанное в первую очередь со старообрядчеством. В традиционном старообрядческом лубке преобладали религиозные и духовно-нравоучительные сюжеты. Часто картинки были построены по принципу противопоставления «старороссийской церкви предания» и «Никоновых нововведений». Картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников занимают большое место в искусстве рисованного лубка. Особую роль в развитии старообрядческого лубка сыграли традиционные книжные центры – Выг, Гуслица, Усть-Цельма, Москва. Мастера-лубочники были и в Прибалтике. В конце XIX – первой половине ХХ веков в Вильнюсе настенные листы оформлял известный книжник Иван Федотович Гущенко, свои мастера были в Риге и других городах.

Сегодня эту традицию продолжает мастер из Тарту (Эстония) Павел Григорьевич Варунин. Павел Варунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонской республики, член Совета национальных меньшинств при президенте Эстонии. Его творчество посвящено уникальным и исчезающим культурам. Больше всего он известен как мастер-резчик по дереву. Его резные иконы, сохранившие связь с традицией старообрядческого искусства XVII столетия, являются достоянием верующих Эстонии, Латвии, России.

Староверам и знатокам староверия хорошо известны и его рисунки, которые экспонировались на многих выставках в Прибалтике и России. Большой интерес вызывают иллюстрации автора к многочисленным изданиям, вышедшим в последние годы и посвященным культуре староверов Эстонии.

Основная стилистическая группа рисунков объединяет работы на библейские, религиозно-исторические и религиозно-нравоучительные темы. Эти рисунки по технике исполнения приближаются к иконописным изображениям или представляют собой синтез стиля древнерусской книжной миниатюры и иконы. Однако, здесь не следует ожидать точного следования иконографическому канону: рисунок, хотя и выполненный в рамках иконописной традиции, упрощен, иногда даже схематичен, его контуры более резкие, чем на иконе. Жанр картинки (рисунка) на библейскую тему позволяет автору вносить и некоторые свои элементы в традиционный сюжет (например, изображение стилизованных поморских цветков и винограда вместо обычного дерева или кустарника и др.). Характерная черта работ этой группы – строгое следование нормам церковнославянской орфографии и сохранение оригинального текста, иллюстрацией которого они являются. Шрифт же имитирует традиционный старообрядческий полуустав.

Назидательные рисунки на фольклорную и религиозно-просветительскую тематику чаще всего выполнены в стиле народной картинки. Иллюстрируя народные пословицы и поговорки, особенности быта староверов Причудья, художник, как правило, создает бытовые зарисовки, пронизанные тонким юмором и легкой самоиронией, чего не могло быть в традиционном старообрядческом лубке. Чувствуется, что мастеру нравится работать в такой стилистике, совмещая приемы иконописи и художественную манеру народной жанровой картинки. Русская косоворотка, сапоги, борода у мужчин и платок, сарафан у женщин однозначно отсылают зрителя к старообрядческой традиции. Текст, поясняющий содержание картинки, может быть любым. Здесь и народная пословица, отрывок из песни, частушки или былички, здесь и авторская стилизация фольклорного произведения – рифмованные раешные стихи, частушечные куплеты и др.

news29082019 2Многие рисунки обрамлены декоративными рамками, картушами, виньетками, стилизованными под древнерусский, а также поморский книжный орнамент. В оформлении надписей часто используются буквицы, выполненные в разной стилистике (от балканской плетенки и тератологии до старопечатного орнамента). Обязательным элементом оформления надписей в лубке П.Г. Варунина является вязь. Все рисунки Варунина оригинальны, они не повторяют известные старообрядческие образцы XVIII – XIX веков. Рисунки П.Г. Варунина выполняют не только эстетическую функцию книжной иллюстрации, но и решают просветительскую, образовательную задачу – обучают чтению на церковнославянском языке. А все вместе – и образ, и текст, и авторское отношение к работе – создают удивительно теплую, живую атмосферу и неподдельный интерес к современной старообрядческой культуре.

Принципы и эстетика лубка нашли отражение и в декоративно-прикладном искусстве, ярким образцом которого является представленный на выставке шкаф работы Г.Е. Токарева-Казарина.

Напомним, что этот уникальный памятник после реставрации, произведенной в 2013 г. художниками-реставраторами Новгородского музея-заповедника Ю.Ю. Александровым, Л.В. Васильевой, Н.В. Железняковой, Н.В. Медниковой и В.М. Мисевичем, уже демонстрировался публике в декабре 2013 года на выставке «От Рюрика до Романова. Премьера экспоната (резной шкаф мастера Г.Е. Токарева-Казарина 1913 (?) года). К 400-летию династии Романовых» и в июле 2014 года на выставке «Многоуважаемый шкаф!».

Показать полностью...
Мне нравится
Мне не нравится
2
0
Поделись с друзьями...
Другие новости
«Альпийский поход А.В. Суворова. Диалоги с прошлым»
15 сентября 2019 07:41
18 сентября в 16 часов в Главном здании Новгородского музея-заповедника (Здание Присутственных...
На базе Новгородского музея-заповедника пройдет конференция, посвященная 220-летию Итало-Швейцарского похода под командованием А.В. Суворова
13 сентября 2019 20:52
18-20 сентября Новгородский государственный объединенный музей–заповедник, совместно с...

Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединённый музей-заповедник» 173007, Великий Новгород, Кремль, 11

(8162) 77-36-08 ‒ приёмная
8-921-730-93-92 ‒ информационный центр музея
(8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея
(8162) 77-37-70 ‒
8-921-207-37-70 ‒
заказ экскурсий
(8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел

Проведение тендеров
Противодействие коррупции
О профилактике гриппа
Кодекс профессиональной этики
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
План мероприятий по улучшению качества работы

Юридический отдел Новгородского музея-заповедника осуществляет оказание бесплатной юридической помощи в порядке и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна. Использование изображений объектов культуры в коммерческих целях без согласования с администрацией музея запрещено. Любые несогласованные действия ведут к нарушению ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», ст.53 Закона Российской Федерации от 09.10.1993 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3212-1.

culturerf

godteatraban

dobross

Лого Арт Таврида

Оценка услуг