Знаменский собор

История создания

Знаменский собор расположен на Торговой стороне, рядом с всемирно известной церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Храм возведен в  1682-1688 гг. в честь чудотворной иконы «Знамения Божьей Матери», особо почитавшейся новгородцами, на  месте одноименной каменной церкви, построенной в 1354 г. архиепископом Моисеем. Собор сооружался по инициативе новгородского митрополита Корнилия. на средства казны Софийского дома, иногородними зодчими при участии московских каменщиков и новгородских плотников. В 1688 году одновременно с освящением главного престола были освящены приделы Живоносного источника Богородицы и Алексея Митрополита Московского.

По принципу монастырских комплексов Знаменский собор окружен каменными ограждающими корпусами с колокольней и Святыми вратами, представляющими собой два сквозных полуциркульных проема, крытых фигурными «бочками», над которыми возвышаются луковичные главки с крестами. 

В 1690-е гг., пострадавший от пожара собор, отремонтировали. Тогда же приступили к устройству иконостасов и росписи стен. Пострадал собор и во время пожара 1745 г. Крупные ремонтные работы были осуществлены в 1844-45 гг. на пожертвования графини Анны Орловой – Чесменской.

Значительные повреждения храм получил во время Великой Отечественной войны.

В 1950-е гг. специалистами Новгородских реставрационных мастерских были проведены аварийно-ремонтные работы. В 1960-70-е годы работы были продолжены архитекторами Г.П.Никольской и Н.Н.Кузьминой под руководством архитектора-реставратора Г.М.Штендера. Тогда был разработан проект восстановления собора на первоначальную дату.

Краткая характеристика архитектурных особенностей ОКН

Знаменский собор представляет собой тип монументального четырехстолпного, трехапсидного храма, завершенного пятью куполами и окруженного с трех сторон двухъярусными галереями. На галереи вели три симметричных крыльца, из которых сохранилось лишь западное, с характерными для XVII в столбами-кубышками, между которыми перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет-подцерковье служил для хозяйственных целей. Основной объем и галереи, опоясывающие собор с трех сторон, занимают верхний этаж.  Первоначально собор имел многощипцовое  покрытие, которое в дальнейшем было заменено на четырехскатное. Внушительные размеры, богатый пластический декор наличников, их трехцветная раскраска, изразцовые пояса, украшающие галереи, яркие росписи в закомарах  создают величаво-торжественный и праздничный образ храма, призванного всем своим обликом прославлять хранимую в нем чудотворную святыню.

Храм отличается «не новгородским» обликом, который воплотил черты единого общерусского стиля, сформировавшегося в архитектуре централизованного русского государства.  

Состояние ОКН (архитектуры): удовлетворительное

Краткое описание настенной живописи

Интерьер Знаменского собора, галереи и западное крыльцо расписаны живописью, исполненной за весенне-летний сезон 1702 года  артелью, составленной из более,  чем тридцати живописцев из  Костромы, Ярославля и Москвы, во главе с  подрядчиком Иваном Бахматовым, при участии золотописца Посольского приказа, москвича  Федора Юрьева. В летописи, помещенной на южной стене собора,  перечислены имена 20 мастеров.

Стенопись Знаменского собора исполнена в «декоративно-повествовательном» стиле, который  сформировался в последнем десятилетии XVII в.  и считается одной из прекраснейших последних страниц в истории древнерусского искусства.

Грандиозный ансамбль росписей скомпонован в строгом соответствии с законами архитектоники.

В куполе – «Отечество». Над алтарной нишей - композиция «Да молчит всякая плоть человеческая ...», в  жертвеннике – «Таинства Церкви»,  в диаконнике – «Богоматерь Неопалимая купина». В главных сводах размещены образы Новозаветной Троицы  в соответствии с последовательностью стихов христианского Символа  Веры. На южной и северной стенах наоса находятся циклы «Деяния апостолов» и «Богородичный акафист». На западной стене расположена грандиозная композиция «Страшный суд». В западном крыльце - цикл «Апокалипсис»,  в галереях - «Чудеса и деяния Христовы» и «Вселенские соборы».  Видное место в росписях собора занимают образы святых, особо чтимых в Новгороде – князя Владимира Ярославовича, Антония Римлянина, Варлаама Хутынского и других.

Первоначальный колорит храма изменился в результате пожаров и разрушений в годы Великой  Отечественной войны. Восстановление настенной живописи было начато в 1950-е годы московскими художниками-реставраторами Г.С. Батхелем и В.Г. Брюсовой и продолжено в 1970-80-ые годы бригадой художников новгородской реставрационной мастерской.

Состояние и дата последней реставрации настенной живописи: в основном объеме – удовлетворительное, крыльца и галереи – неудовлетворительное. Последняя реставрация проходила в 1970-80-ые годы. Выполняла  бригада художников –реставраторов новгородской реставрационной мастерской.

Монументальная живопись Знаменского собора в Онлайн-коллекциях Новгородского музея заповедника

Номер в Гос.реестре: 531410064330006

Категория охраны: Объект культурного наследия федерального значения

ЮНЕСКО: Решение юбилейного заседания  Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1992 г.

Датировка: 1682-1688 годы, конец XVII- начало XVIII века, XIX век

Контакты: Новгородский музей-заповедник

Адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Ильина, 26

GPS-координаты: 58.517269, 31.293505

Адрес сайта: novgorodmuseum.ru