Гарпии и архангелы лубочного мира. Путешествие в страну русской народной картинки
Выставка
10 декабря 2021 года - 28 февраля 2022 года - в дни работы музея
+79217309392 (справки)
Кремль, 4
Купить билет онлайн
- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослые
О выставке
На выставке представлено более сорока предметов: лубки религиозного и нравоучительного содержания, исторические и батальные картинки, лубки с песнями и сценами из народного быта, а также изображения «курьезов» и забав. Отдельный раздел выставки демонстрирует технологию изготовления лубочной картинки и пространство ее бытования.
Лубок – народная картинка, имевшая широкое хождение в XVII – XX веках. Как правило, эти произведения создавались народными мастерами, сознательно ориентировавшимися на примитивные народные формы искусства. Лубки были рассчитаны на широкое распространение и массовое тиражирование и посвящены определенной тематике (сцены из народного быта, притчи и т. д.).
Эстетика и художественные приемы лубка были заимствованы из различных источников. В XVII – XVIII веках он испытал сильное влияние западноевропейской народной гравюры, «фряжских листов», книжной миниатюры и иконописи. Фигуры людей, архитектура и пейзаж здесь часто носят условный характер, композиции лубков религиозного содержания нередко повторяют традиционную иконографию сюжетов церковной живописи. Одновременно с этим в народную картинку попадает эстетика реалистических произведений, особенно востребованная во второй половине XIX – начале ХХ века.
Культурный перелом петровской эпохи привел к тому, что лубок практически исчез из повседневной жизни дворянского сословия и распространялся в основном среди крестьян, мещан и купечества. Впрочем, отдельные представители дворянства в XVIII – XIX веках демонстрировали интерес к народной картинке, как к объекту коллекционирования и изучения. Так, например, Дмитрий Ровинский, историк искусства, крупнейший коллекционер гравюр и эстампов, в 1881 году издал капитальный четырехтомный свод русских народных картинок, оказавший сильное влияние на их дальнейшее систематическое изучение.