Лицо и образ. Бюсты из собрания Боровичского филила.

В музее истории г. Боровичи и Боровичского края хранится интересная коллекция бюстов, изготовленных в конце XIX - начале XX в. на предприятиях г. Боровичи Новгородской губернии (заводах: «Пирогранит», «Терракота», «Новь») и известных фабриках Российской империи (Ф. Шопена, Художественного металло-литейного завода Э.Э. Новицкого в Петербурге). Многие скульптурные изображения можно увидеть и изучить в залах музея, а часть из них хранится в фондохранилище.

  • Неизвестный художник. Княгиня Ольга. Бюст. Изготовлен на фабрике Ф. Шопена, г. Санкт-Петербург 1868-1888 гг.
    Имя княгини Ольги связано с боровичским краем. Предание гласит, что, разорив Искоростень, в 946 г. Ольга совершила объезд «Деревьской земли» «с сыном своим и дружиною, уставляюще уставы и уроки; и суть становища ее и ловища». Это известие летописец дополнил сообщением о том, что годом позже, то есть в 947 г. «иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте погосты и дани и по Лузе оброки и дани; ловища ея суть по всей земле; знаменья (владельческие знаки) и места и погосты, и сани ее стоят в Плескове (Пскове) и до сего дне...» Бюст изготовлен на фабрике Ф. Шопена (1813 – 1892) в Санкт-Петербурге.
  • Колло М. Петр I. Бюст. Копия. Начало XIX века
    Бюст Петра I, последнего царя всея Руси (с 1682 года) и первого Императора Всероссийского (с 1721 года) выполнен в романтическом античном стиле. Скульптор создал образ императора-победителя, созидателя, героя. Петр I изображен в древнеримской тоге с фибулой на правом плече. На голове у императора венок из лавровых листьев, как символ славы и победы. В древнем Риме лавровым венком увенчивали полководцев-триумфаторов.
  • Неизвестный художник. Бюст императрицы Екатерины II. Изготовлен на заводе «Пирогранит» Новгородской губернии, г. Боровичи, конец XIX – начало XX века
    Скульптурное изображение Екатерины II связано с особым почитанием императрицы в знак уважения за дарование поселению статуса города. В Царском селе 28 мая 1770 г. (по старому стилю, по новому 8 июня) императрица Екатерина II подписала указ о присвоении селам Валдай, Вышний Волочек, Боровичи и Осташковской слободе (город Осташков Тверской области) статуса города. В императорском указе от 2 апреля 1772 года сообщалось: «Село Боровичи, быв местоположением своим близ Боровицких порогов и провоз, сквозь сии пороги сочиняет единой из знатных промыслов сего селения, что тако в гербе изображается». Известно, что сама Екатерина была в городе Боровичи в июне 1785 года, когда возвращалась в Санкт-Петербург на галерах по Вышневолоцкой водной системе, в которую входила р. Мста. С именем Екатерины II связаны судьбы многих дворян, помещиков Боровичского уезда. Среди них – славные военачальники, флотоводцы, путешественники, ученые, дипломаты, писатели, государственные деятели.
  • Неизвестный художник. Бюст императора Александра II. Изготовлен на Художественном металло-литейном заводе Эдмунда Эдуардовича Новицкого. Начало XX века
    В Боровичском уезде памятник Александру II был установлен 2 июня 1913 года в селе Устрека, в день Святой Троицы на средства, собранные крестьянами прихожанами Устрекской церкви, по случаю 300-летия династии дома Романовых. После революции практически все памятники царю-освободителю были уничтожены. Памятник в с. Устрека был демонтирован, в настоящее время бюст Александра II находится в экспозиции музея. На постаменте литая надпись «Художественный металло-литейный заводъ Эд. Эд. Новицкаго С.Петербургъ».
  • Неизвестный художник. Бюст императора Николая I. Вторая четверть XIX века
    После начавшейся национализации дворянских усадеб в Боровичском уезде предметы, имеющие художественную ценность, поступали в музей. Таким образом бюст Николая I поступил в «Боровичский Музей пролетарской науки, искусства и промышленности имени товарища Реппо», который был открыт 16 июля 1921 года (Михаил Реппо- председатель Боровичской ЧК). Основная часть экспозиции музея воспроизводила уходящий дворянский быт (мебель, предметы быта, книги, живопись, образцы старинного оружия, скульптурные изображения из бывших дворянских усадеб).
  • Неизвестный художник. Бюст молодого человека. Изготовлен на заводе «Пирогранит» Новгородской губернии, г. Боровичи. Конец XIX века
    Бюст молодого человека, изготовленный из пирогранита, представлен в промышленном зале Музея истории г. Боровичи и Боровичского края. Завод «Пирогранит» основан в 1861 году князем Михаилом Голициным. В 1889 году продукция завода была отмечена серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. С заводом связана легенда об открытии уникальной смеси. Изготовленные из этой смеси изделия имели свойства, подобные граниту. В 1893 году завод «Пирогранит» вошёл в акционерное общество «Франко-русский Пирогранит». В 1903 году инженер путей сообщения Георгий Старженецкий-Лаппа выкупил завод и организовал на его базе выпуск облицовочных и других гончарных изделий широкого ассортимента, завод получил название «Терракота». С 1913 года завод «Терракота» принадлежал Константину Вахтеру.
  • Неизвестный художник. Бюст Флоры. Изготовлен на заводе «Пирогранит» Новгородской губернии, г. Боровичи. Конец XIX – начало XX века
    Скульптурное изображение Флоры – древнеримской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов один из самых любимых персонажей и образов художников (живописцев и скульпторов) на протяжении многих столетий, начиная с Древнего Рима и до наших дней. Бюст изготовлен из пирогранита, без остеклования.
  • Неизвестный художник. Бюст Венеры Милосской. Изготовлен на заводе «Пирогранит» Новгородской губернии, г. Боровичи. Конец XIX века
    Бюст Венеры Милосской, богини любви, представлен в зале промышленности Боровичского филиала. Скульптурное изображение изготовлено на заводе «Пирогранит» г. Боровичи Новгородской губернии. Самое известное скульптурное изображение Венеры Милосской находится в Лувре в Париже.
  • Неизвестный художник. Бюст Ивана Сергеевича Тургенева. Изготовлен на заводе «Терракота» Новгородской губернии, г. Боровичи. Конец XIX – начало XX века
    Летопись скульптурных изображений И. С. Тургенева началась еще в 80-х годах ХIХ столетия. Первый в истории скульптурный портрет русского писателя был создан Жозефиной Антоновновной Полонской (1844 – 1920) и установлен как памятник на его могиле на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Бюст И.С. Тургенева из фондов Боровичского филиала Новгородского музея-заповедника изготовлен на заводе «Терракота». Завод «Терракота» возник в Боровичах в 1903 году на базе завода по производству керамических, облицовочных и огнеупорных изделий «Пирогранит». С 1913 года завод «Терракота» принадлежал Константину Вахтеру.
  • Неизвестный художник. Бюст Довбора Бронислава Фабиановича. Изготовлен на заводе «Новь» Новгородской губернии, г. Боровичи. Начало ХХ века
    В экспозиции Боровичского музея, в зале промышленности, представлен бюст Довбора Бронислава Фабиановича. По июль 1917 г. Бронислав Фабианович был главным инженером завода «Новь». Завод «Новь», построенный братьями Колянковскими в 1891 году, был одним из самых технически хорошо оснащенных и передовых в Боровичах.Завод выпускал санитарно-гигиеническую продукцию. Технологическим процессом руководил Бронислав Фабианович Довбор. Сырьём для производства изделий была местная огнеупорная глина.
  • Неизвестный художник. Бюст Пушкина А.С. Изготовлен на заводе Ивана Яковлевича Беляева Новгородской губернии, г. Боровичи. Конец XIX века
    Далеко за пределами Новгородской губернии были известны огнеупорный кирпич и фаянсовая плитка с клеймами «И.Я.Б» или «БЕЛЯЕВЪ». Завод Беляева был основан в 1884 г. Изделия завода отличало высокое качество и привлекательный внешний вид. Освоив производство химической посуды, И.Я. Беляев много лет поддерживал деловые отношения с отечественными и зарубежными фирмами и лично с Дмитрием Ивановичем Менделеевым, для него боровичский купец поставлял глазурованные стаканы. Занимаясь разработкой рецептов для химической посуды, Беляев открыл секрет изготовления глазури без добавления свинца. В музее хранятся дневники И.Я. Беляева, в которых он фиксировал рецепты своих новаторских глазурей, во многом опередивших свое время. В 1911 г. завод Беляева, не выдержав конкуренции, приостановил производство.