О проекте
Великий Новгород – город с удивительной историей, памятники древнерусской живописи которого включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Участие в работе Реставрационной школы № 1 – это возможность организовать полноценную практику для студентов учебных заведений страны, готовящих кадры по художественным специальностям и реставрации.
В проекте могут принять участие слушатели по двум тематическим направлениям:
- школа для художников;
- школа для реставраторов;
Программа предусматривает:
- Посещение храмов с монументальной живописью в сопровождении квалифицированных специалистов;
- проведение цикла лекций по монументальной живописи;
- возможность копирования монументальной живописи в памятниках;
- знакомство с новейшими технологиями для обеспечения мониторинга состояния памятников;
- проведение занятий по консервации монументальной живописи;
- посещение выставок и экспозиций Новгородского музея-заповедника.
Отдельное внимание уделяются работе с фрагментами фресок в реставрационных мастерских музея, где студенты смогут не только увидеть в непосредственной близости настенную живопись, но и участвовать в реставрационном процессе, что важно, как для художников, реставраторов, так и для искусствоведов.
Первая смена «Реставрационной школы № 1» прошла в 2015 году при поддержке благотворительной программы Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире».
Реставрационная школа Новгородского музея-заповедника в 2023 году
С 1 по 30 июля 2023 года по традиции пройдёт Реставрационная школа музея. Ее слушатели примут участие в изучении, копировании, реставрации монументальной живописи по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации.
Ежегодно в Реставрационной школе занимаются студенты различных ВУЗов России, обучающиеся на факультетах монументального искусства, живописи и реставрации, а также повышают свою квалификацию в сфере реставрации монументальной живописи сотрудники других музеев и организаций. В процессе проведения занятий участники Реставрационной школы прослушают лекции по истории монументальной живописи, ознакомятся с реставрационной документацией, попробуют свои силы в реставрационных мастерских.
Для более глубокого понимания материала будет организована экскурсия по памятникам Великого Новгорода и его окрестностям, а также по мастерским Центра реставрации монументальной живописи. Помимо лекций и экскурсии планируется копирование монументальной живописи в памятниках.
Как все начиналось
ВТОРАЯ СМЕНА РЕСТАВРАЦИОННОЙ ШКОЛЫ №1
29 июля 2015 года в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника встретили новых слушателей «Реставрационной школы №1». Студенты Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 7 будущих художников-монументалистов, пройдут практику и теоретическое обучение на базе музея-заповедника.
- Студенты нашего университета уже не первый раз сюда приезжают, - рассказывает студент 3 курса Николай Третьяков. - Каждый раз здесь что-то новое, интересное. И если бы не музей-заповедник и его реставрационные мастерские, то это невозможно было бы сохранить и видеть сегодня.
Московским студентам предстоит копировать фрески новгородских храмов. Их предшественники из Санкт-Петербургской Академии художеств им. Репина, которые занимались в первую смену, представили результаты своей работы на выставке, организованной в стенах Центра реставрации.
ПЕРВАЯ СМЕНА РЕСТАВРАЦИОННОЙ ШКОЛЫ №1
Летняя «Реставрационная школа №1» при Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника начала работу 1 июля 2015 г.
В первую смену здесь проходили практику 2 группы студентов из Санкт-Петербурга, художники-монументалисты из Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и реставраторы из Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.
Помимо традиционных лекций в программу включены многочисленные экскурсии и практические занятия на базе памятников новгородской архитектуры. Задача монументалистов – копировать фрески в храмах. Они будут работать в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре, в Никольском соборе, ц. Спаса Преображения на Ильине, ц. Федора Стратилата на Ручью, ц. Георгия на Торгу. Практиканты-реставраторы работали в мастерских Центра, не самая чистая, но очень почетная – разбирать мельчайшие фрагменты фресок Феофана Грека, найденные при снятии полов в алтаре церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В процессе работы к ним присоединились еще студенты Московской художественно-промышленной академии им. Строганова и реставраторы бригады недавно ушедшего из жизни В.Д. Сарабьянова.
- Участники прослушали цикл лекций об истории монументальной живописи Великого Новгорода, были на экскурсиях, - рассказывает руководитель Центра и автор проекта «Реставрационная школа №1» Тамара Анисимова. - Поработали в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря, собирая фрагменты фресок XII века. Занимались консервацией живописи Феофана Грека, подборкой фрагментов XIV века из церкви Успения на Волотовом поле. В общем, полный набор работ был у наших студентов.
В этом году впервые в Великом Новгороде было применено лазерное оборудование для очистки фресковой живописи от солевых наслоений. Такие наслоения со временем полностью закрывают живопись или искажают изначальный цвет, как на фресках из церкви Успения на Волотовом поле. Удалить соли без вреда для живописи практически невозможно, тогда как лазер позволяет даже очистить процарапанные граффити с ювелирной точностью.
Слушатели вели дневники, в которых отмечали свои успехи по подбору фрагментов живописи. И по заданию Тамары Анисимовой написали сочинение о своем пребывании в Великом Новгороде.
Лекции по монументальной живописи студентам читали старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, доктор искусствоведения Георгий Геров. Также для занятий со студентами в Великий Новгород приглашены из Москвы ведущие специалисты Государственного научно-исследовательского института реставрации: Николай Брегман, который прооводил занятия по реставрационной документации, и Наталья Ребрикова с лекциями о биопоражениях монументальной живописи.
Руководитель Центра Тамара Анисимова отметила, что Новгород стал родоначальником реставрации руинированной монументальной живописи. И таких масштабных работ больше нет нигде. Чтобы удостовериться в этом, в Великий Новгород приехали студенты из Санкт-Петербурга: художники-монументалисты из Академии художеств им. И.Е. Репина и реставраторы из Академии художественно-промышленного дизайна им. А.Л. Штиглица. Сотрудники Центра подготовили для них тканевые сумки, на которых их собственными руками вышиты фрагменты рисунков-граффити из церкви Спаса Преображения на Ковалеве – своеобразного символа реставрации монументальной живописи. Ведь именно с этого памятника и начались первые обретения и научная реставрация.
Свои пожелания радости успехов в работе произнесла Валентина Грекова легендарный реставратор и гордость Великого Новгорода.
- Традиция летних работ на объектах в вашем лице имеет продолжение, - сказала она. - Это важно не только для профессиональных специалистов, но это важно и для вас самих. Я имела возможность наблюдать, какое огромное влияние на формирование личности, отношения к труду, на формирование любви к древней нашей культуре имела работ тех студентов и школьников в годы, когда восстанавливались фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. Многие ребята ездили по нескольку лет подряд, добровольно. Эта работа даст благодатные плоды и для вас, и для дела восстановления древнерусской монументальной живописи. Я очень рада, что теперь это проходит в такой организованной форме деятельности нового Центра реставрации монументальной живописи.
Этот большой проект стал возможен благодаря гранту Благотворительного фонда В. Потанина. Эксперт Фонда, кандидат исторических наук, главный хранитель музея-усадьбы «Останкино» Ольга Ерёмина поделилась свои впечатлениями:
- Я впервые попала в Новгород более 20 лет назад на летнюю археологическую практику и влюбилась в этот город с белоснежными храмами на фоне сказочного неба. Но Новгород обладает не только видами, но и уникальным историко-художественным наследием, подлинной фресковой живописью. К сожалению, сейчас значение подлинников постепенно утрачивается. По разным причинам они заменяются копиями. А потому не случайно, что этот проект, по инициативе Новгородского музея-заповедника и благодаря энергии и профессионализму Тамары Ивановны Анисимовой, реализуется здесь, на Новгородской земле. И наш Фонд всегда открыт для продолжения сотрудничества.