Музей игрушки
Художественный музей
Закрыто.
+79217309392 (справки)
Великий Новгород, ул. Никольская, 3
Купить билеты онлайн- Время на осмотр1 час
- Доступная средаНарушения слуха (при условии сопровождения)
- На территории имеетсяСувенирный магазин
Стоимость билетов
О музее
В экспозиции представлено около 500 предметов. В «Город игрушек» ведут тематические ворота. Каждый экспозиционный комплекс устроен как своего рода «дом», в котором живут игрушки того или иного периода, типа, тематики: «Игрушка народов мира», «Театральная кукла», «От солдатских сапог до генеральских», «Игры и головоломки», «Из чего сделаны девочки», «Новогодняя елка», «Вертепы и щелкунчики» и др. Все эти «дома»-витрины наполнены жизнью, в каждом разыгрывается свой экспозиционный сценарий. Персонажи-игрушки участвуют в жанровых и ролевых сценках. Игрушки выстраиваются в хронологические ряды: например, от деревянного самодельного оружия к современному.
Экспозиция выстроена таким образом, что сами игрушки «рассказывают» свои биографии. В экспозиции часть витрин снабжена специально выделенным аудиомодулем. Вся инфографика, этикетки и тексты в музее рассчитаны на то, что они будут интересны детям. Так, вместо привычного вводного текста на входе в экспозицию размещены инфографические панно (с экспонатами), посвященные любимым игрушкам детей разного времени. Значимая особенность экспозиции – ее новгородский колорит. Витрины снабжены навершиями, отсылающими к знаковым архитектурным реалиям Новгорода, Старой Руссы, Боровичей: Кремль, вокзал, Дом пионеров, магазин игрушек и т.д. Отдельная витрина посвящена игрушкам в Древнем Новгороде.
В рамках проекта впервые в регионе создано музейное пространство, где посетитель может познакомиться с полным циклом работ с музейными предметами: хранением, изучением, реставрацией, оцифровкой и экспонированием.
У исследователей и специалистов возможность посетить все помещения фондохранилищ Новгородского музея-заповедника была всегда, но только сейчас созданы условия для демонстрации музейной коллекции в «открытом хранении» для широкой аудитории.
В целях обеспечения сохранности зона открытого фондохранения оборудована специализированными шкафами с замками, ящиками с оргстеклом. При этом драйверы, стеллажи и витрины позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся площади музея и наиболее полно представить коллекцию. В настоящее время в «открытом хранении» представлено около 2000 предметов.
На интерактивных мониторах демонстрируются видеоролики, фотографии, анимация и каталожные описания предметов, находящихся в витринах «Кукольный дом», «Железная дорога», «Театр теней». В информационном сенсорном киоске представлен электронный каталог коллекции игрушки, где разместились тематические коллекции с их описанием и изображением, а также проморолики по семи темам: игрушки народов мира, новогодняя игрушка, механическая индустриальная игрушка, театр, авторская игрушка, игрушки для девочек и мальчиков.
Центральные витрины посвящены теме театра. В них представлены: бумажный кукольный театр «Урания» немецкой фирмы «Шольц» (XIX в.), авторские марионетки, перчаточные куклы Касперл-театра, индонезийские тростевые куклы театра Ваянг-голек, теневые театры разных стран мира и другие предметы.
В «открытом хранении» можно увидеть ставшую уже традиционной африканскую игрушку в стиле ресайклинг. Проволока, алюминиевые банки, яркая полиэтиленовая пленка превращены в птиц, зверей, автопарк. Представлено большое разнообразие африканских ритуальных кукол, вырезанных из дерева, украшенных натуральной кожей и бисером.
В коллекции народной игрушки собраны керамические свистульки из разных стран. В древности свистулька использовалась в религиозных культах. Со временем она стала музыкальным инструментом и народной игрушкой. Свистулька поражает разнообразием форм: птицы, животные, люди. В фонде можно увидеть водяные свистульки из Румынии, Болгарии, Греции. Также представлены свистульки разных промыслов: Филимоновского, Хлудневского, Романовского, Абашевского, Дымковского, Каргопольского и других.
В витринах представлены разные виды игрушек: и уходящая своими корнями в народную, до сегодняшнего дня весьма востребованная деревянная игрушка - каталки, пирамидки, матрешки; толчковые, заводные и электромеханические игрушки; куклы отечественного и зарубежного производства (вт. пол. XIX - 80-е годы XX в.); кукольная посуда и кухонная утварь; две редкие электрические железные дороги советского производства – завода «Пресс» (1930-х гг.) и «Пионерская» завода «Москабель» (1960). Отдельная витрина посвящена Кукольному дому, изготовленному артелью г. Омска в конце XIX – начале XX вв. Здесь представлено и наполнение к кукольным домам разного времени.
Фонд игрушки появился в Новгородском музее-заповеднике в 2017 году, когда музей при финансовой поддержке частных компаний приобрел уникальную коллекцию. Хронологические рамки коллекции велики - основные экспонаты охватывают 16 столетий, от V до XXI века. Собраны игрушки почти 40 стран со всех материков, кроме Австралии. Представлены народные, авторские художественные, советские и индустриальные игрушки разных стран. Новая экспозиция создана благодаря участию музея в проекте Министерства культуры РФ «Сохранение и использование культурного наследия в России».
Церковь Жен Мироносиц расположена в южной части Ярославова дворища. Имеет федеральный статус, включена в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
Дата сооружения первоначального храма неизвестна. В летописях он впервые упоминается как сгоревший при пожаре в 1299 г. Существует предположение, что церковь появилась еще в первой половине XII в.
В 1445 г. летопись сообщает, что «поставиша княжанци (приближенные князя – В.Я.) церковь камену святых Мироносиц на старои основе». Это говорит о том, что предыдущая постройка также была каменной. Остатки этих храмов в ходе исследований не обнаружены.
Существующий храм возведен в XVI в. В источниках имеются две датировки – 1508 г. и 1510 г. Более предпочтительна вторая дата. Заказчик строительства – «московский гость» (богатый купец) Иван Сырков, лишь недавно поселившийся в Новгороде и построивший свой двор рядом с Ярославовым дворищем. Есть предположение, что приказал строить церковь и участвовал в финансировании великий князь Василий III после похода на Псков, т.е. памятник является обетным строительством. В верхнем ярусе западного членения с самого начала были освящены два придела – во имя Сретения и св. Прокопия.
В 1540-х гг. возведена двухэтажная северная галерея с открытой аркадой. В конце XVII в. был сооружен грандиозный Гостиный двор, углы которого примкнули к западной части церкви. В связи с этим была сооружена двухэтажная западная пристройка, связанная с торговыми рядами, возможно, переделан второй этаж северной пристройки.
Позднее, в XVIII в., храм и пристройки капитально перестроены: вместо палаточного покрытия сделана четырехскатная кровля, пробиты большие окна и заложены древние, разобрана звонница и южная пристройка церкви, изменена форма главы.
Разрушения в годы Великой Отечественной войны были не столь значительны, как у других памятников (утрачены некоторые деревянные конструкции, заполнения проемов, повреждена кровля).
В конце 1950-х – начале 1960-х гг. под руководством Т.В. Гладенко проведены исследования и реставрационные работы. Реставрация выполнена с раскрытием первоначальных форм церкви и пристроек XVI и XVII вв. По натурным следам были раскрыты палаточное завершение, все древние проемы и ниши, по аналогиям воссозданы глава, звонница и два деревянных крыльца, заложены поздние окна. В конце 1990-х –начале 2000-х гг. проведена повторная реставрация с приспособлением под Детский центр художественного творчества (Н.Н. Кузьмина).
Храм крупных размеров, четырестолпный, трехапсидный, одноглавый, с предельно лаконичным декором. Отличительные особенности – наличие сводчатых подцерковья и западного членения и устройство в его верхней части (на четвертом этаже!) двух приделов, куда ведет внутристенная лестница. Церковное помещение располагалось на верхнем ярусе, куда вели деревянные наружные лестницы. Западные столбы круглого сечения по аналогии с церковью Параскевы Пятницы. Архитектура памятника характеризуется синтезом новгородской и московской традиций. Образ, силуэт и габариты храма ориентированы на древние новгородские соборы XII в., в частности – на стоящие рядом соборы Иоанна на Опоках и Успения на Торгу.
Церковь Жен Мироносиц оказала большое влияние на дальнейшее развитие новгородского зодчества: она взята за образец при возведении храма Филиппа Апостола (1527 г.) и некоторых других. Это первый храм, сооруженный после длительного перерыва в строительстве, связанного с падением Новгородской республики. Его архитектура отражает мировоззрение новых заказчиков («московских гостей»).
В настоящее время памятник используется под учреждение.
Как добраться
- 13 минут до ул. Никольская от вокзала
- 58.517509, 31.284468