Домонгольские фрески и другие артефакты из раскопок Георгиевского собора Юрьева монастыря изучают с помощью спектрометра
В Великом Новгороде стартовал первый этап междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013–2020 годов)». Проект победил в конкурсе Министерства науки и высшего образования РФ и был поддержан грантом Правительства РФ. Работы московских археологов осуществляются при содействии Новгородского государственного объединенного музея-заповедника и Новгородской епархии Русской Православной церкви.
Во время археологических исследований Георгиевского собора Юрьева монастыря в 2013–2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.
Для изучения фресковой росписи памятника в 2021 году в Институте археологии РАН была создана Лаборатория архитектурной археологии и междисциплинарного изучения архитектурных памятников. В работе лаборатории также участвуют студенты Государственного академического университета гуманитарных наук, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.
Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фресковые росписи и получить комплексные естественнонаучные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора Юрьева монастыря в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии. Предполагается издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, планируется построение 3D модели Георгиевского собора изнутри и снаружи. Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований: внутри одного собора содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.
Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, стало изучение фресок методами точных наук – в частности, при помощи метода рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии.
В рамках проекта Институтом археологии РАН и Новгородским музеем-заповедником было приобретено специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer. Прибор, приобретенный Новгородским музеем-заповедником в марте этого года при поддержке Попечительского совета, значительно расширил научные и исследовательские возможности новгородских археологов и реставраторов, а также продвижения публикаций новгородских специалистов в российских и зарубежных научных изданиях.
Спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, который добывался в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись, отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?
Ознакомительная работа с оборудованием была проведена специалистами лаборатории Лувра в 2019 году. В настоящее время проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем по археометрическому анализу, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия. В Италии работа с использованием современного высокотехнологичного оборудования такого уровня ведется не первый год. В рамках своего визита Алессандра Джиумлия-Маир поделилась с новгородскими коллегами опытом, в частности – внедрения результатов исследования в научный оборот. С помощью спектрометра можно анализировать и состав металлических сплавов археологических находок, что также позволяет уточнить технологию их изготовления. Так, в латунной иконке из Георгиевского раскопа содержится цинк, который придавал ей золотой блеск несколько столетий назад.
Напомним, Попечительский совет Новгородского музея-заповедника создан в 2019 году по инициативе губернатора Новгородской области Андрея Никитина. Портативный рентгенофлуоресцентый спектрометр TRACER приобретен благодаря поддержке председателя Координационного совета ПАО «Акрон», члена Попечительского совета музея Вячеслава Кантора.
Использованы материалы пресс-службы ИА РАН