Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)

История создания

Покровский собор построен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана IV Грозного как памятник покорению Казанского ханства. Состоял из 9 церквей, соединенных двумя галереями в единый архитектурный ансамбль, возвышающийся на высоком подклете. 

В 1588 г. с северо-восточной стороны к собору пристроили нижнюю десятую церковь во имя святого Василия Блаженного. В 1670-е – 1680-е гг. над лестницами возвели сводчатые крыльца; над открытой галереей-гульбищем соорудили своды; на месте звонницы – двухъярусную колокольню; с юго-восточной стороны к собору пристроили 11-ю церковь (с 1916 г. – во имя святого Иоанна Блаженного). 

С конца XIX в. проводится реставрация собора, с целью возвращения памятнику первоначального облика.  В 1918 г. Покровский собор был одним из первых взят под охрану органами охраны памятников Наркомпроса РСФСР. В 1923 г. в Покровском соборе создан историко-архитектурный музей, ставший через 5 лет филиалом Государственного исторического музея (статус сохраняется поныне).  

С 1921 г. по 1949 г. руководство восстановительными работами на памятнике было возложено на архитектора Д.П. Сухова. В этот период собору были максимально возвращены первоначальные архитектурные формы XVI-XVII вв. В 1954–1965 гг. осуществлялась масштабная реставрация Покровского собора под руководством Н.Н. Соболева и Н.П. Сычева. Железные покрытия глав церквей собора в 1967– 1969 г. впервые заменили на медные (сохраняются поныне). 

С 1991 г. находится в совместном пользовании МК РФ и РПЦ; в нем совершаются богослужения. В 2001–2011 гг. проведена комплексная реставрация памятника под руководством архитектора Т.П. Никитиной (ЦНРПМ), и художника-реставратора МНРХУ И.А. Чугреевой. В 2014–2015 гг. осуществлена реставрация ризницы и интерьера центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, восстановлена роспись на своде южного крыльца. В 2018 г. проведена архитектурно-живописная реставрация и музеефикация церкви святого Иоанна Блаженного, после чего все 11 церквей стали доступны для посетителей.

Краткая характеристика архитектурных особенностей ОКН

Покровский собор состоит из 11 церквей. 9 столпообразных церквей возвышаются на высоком подклете, две пристроены позднее к подклету. Церкви второго яруса окружены по периметру галереей. С юга и с севера к ним ведут два сводчатых крыльца. В центре находится высокая шатровая церковь с небольшой золоченой главой. Ее окружают четыре большие церкви, расположенные по сторонам света, между ними находятся четыре малые церкви. Боковые церкви завершаются фигурными разноцветными главами. Внутри церкви второго яруса соединены галереей. Каждая церковь представляет собой самостоятельный объем и имеет собственное посвящение. Центральная церковь состоит из четверика, двух восьмериков, шатра и барабана с главой. Большие церкви состоят из двух восьмериков и барабана с главой. Малые церкви состоят из четверика, восьмерика и барабана с главой. Подклет состоит из нескольких подцерковий и помещений между ними. Колокольня состоит из четверика, восьмерика – открытого яруса звона – и завершается шатром с зеленой главой. Фасады собора богато украшены разнообразным декором, выполненным из белого камня и кирпича, верхний восьмерик и шатер центральной церкви украшен архитектурными изразцами; на шатре находится металлическое убранство – спирали и кольца; на шатре колокольни и на шатрах крылец – городчатая и гуртовая черепица. Шатры крылец завершаются флюгерами на белокаменных подставках. На фасадах находятся две большемерные иконы XVII и XVIII вв. 

Состояние ОКН (архитектуры) – удовлетворительное.

 

 

Краткое описание настенной живописи

В ходе реставрации XX – начала XXI в. на фасадах воссоздана первоначальная роспись XVI в., имитирующая кирпичную кладку, а также роспись XVII в. растительно-геометрического характера на крыльцах и внешней галерее. На своде северного крыльца восстановлена темперная роспись XVIII в. – золотые восьмиконечные звезды на голубом фоне. На своде южного крыльца оставлена графическая реконструкция темперной росписи XVII в. растительного характера.  В интерьере церкви святого Василия Блаженного, а также в примыкающих к ней помещениях воссоздана роспись начала XX в. в стиле модерн: сюжеты Богородичного цикла, изображения святых, связанных с программой посвящения собора, растительный декор. На втором ярусе собора в центральной церкви, в шатре и в верхнем ярусе, находится уникальная композиция XVI в. в технике фрески, состоящая из овалов, раковин и включающая в себя храмозданную «летопись»; на стенах четверика и восьмериков воссоздана роспись XVI в. в технике фрески, имитирующая кирпичную кладку. Также в церкви сохранены фрагменты масляных настенных росписей XVIII и XIX вв. – изображения святых в окружении растительного декора. В церкви святых Киприана и Иустины – масляная роспись XVIII в.: сюжеты из житий святых Киприана и Иустины, Наталии и Адриана, изображения раннехристианских мучениц и мучеников, сцены из Ветхого Завета, на своде – Богоматерь Неопалимая Купина. В церкви Трех патриархов Константинопольских сохранена масляная роспись середины XIX в.: сцены из жития святителя Григория Армянского и сюжеты, связанные с перенесением Образа Спаса Нерукотворного из Едессы в Константинополь. В церкви преподобного Александра Свирского воссоздана роспись XVI в. в технике фрески «под кирпич». В церкви Великорецкого образа святителя Николая – настенная масляная роспись XVIII в.: история перенесения из Хлынова в Москву чудотворной иконы святителя Николая, а также изображение Богоматери на престоле в окружении пророков, апостолы, в своде – образ Спаса Вседержителя. В оконных проемах – фигуры раннехристианских святых воинов. Стены четырех церквей выбелены, как это было в XVII в. В интерьере церкви святого Иоанна Блаженного стены частично побелены; также на некоторых участках воссоздана фасадная роспись XVI в. в технике фрески, имитирующая кирпичную кладку. На выбеленных сводах церквей святителя Григория Армянского, Святой Живоначальной Троицы и преподобного Александра Свирского находятся розетки в форме вихревых спиралей, состоящие из нарисованных красных кирпичей. На западном участке внутренней галереи воссоздана роспись XVI в. «под кирпич». На северном и южном участках раскрыта и прописана темперная роспись XVII в. растительно-геометрического характера. На восточном участке галереи оставлена масляная роспись XVIII–XIX вв. – изображения библейских сцен и святых в обрамлении растительного декора.  На юго-восточной площадке внешней галереи оставлен зондаж раскрытой и не воссозданной реставраторами темперной росписи XVII в. растительного характера. На стенах внешней галереи сохранены фрагменты росписей XVII в. без реставрационного вмешательства.

Состояние настенной живописи – удовлетворительное.

 

Последняя реставрация фасадов проходила в 2001–2005 гг., сводов крылец – в 2010 и 2014 гг., интерьеров – в 1997 г., 2006-2011 гг., 2015, 2016-2017 гг. Выполняла бригада художников-реставраторов МНРХУ

Филиал Государственного исторического музея

Юридический адрес: 109012, г. Москва, Красная пл., д. 1

GPS-координаты: 55.752354° N, 37.623196° E.

Адрес сайта: shm.ru/museum/hvb/