История создания
Церковь Спаса в Нередицах расположена к юго-востоку от Новгорода на невысоком холме в некотором отдалении от реки Волхов. К западу от храма – Рюриково городище, бывшее в древности княжеской резиденцией. Каменный храм возведен, по свидетельству летописей, новгородским князем Ярославом Владимировичем (внуком Мстислава Великого) в 1198 году. Традиционно считалось, что строительство храма связано с памятью о двух его малолетних сыновьях – Изяславе и Ростиславе, умерших в том же году. Церковь, поставленная всего за 3-4 месяца, вероятнее всего была задумана как усыпальница семьи Ярослава Владимировича: об этом свидетельствуют большие ниши-аркосолии в стенах, обычно использовавшиеся для погребений. Согласно летописям, храм основан в монастыре. По одной из гипотез, церковь на Нередице возводила та же артель, что и церковь Кирилла «на Нелезене» в 1196 году, а имя зодчего последней называет летопись – «а мастер бяше Коров Якович с Лубянеи улице».
Краткая характеристика архитектурных особенностей ОКН
Архитектурные формы памятника традиционны для второй половины XII века: средних размеров, с одной главой, с тремя алтарными выступами, с трехчастным членением фасадов лопатками и позакомарным завершением. Храм четырехстолпный, с внутристенной лестницей на хоры и угловыми каморами, в одной из которых был придел; наружная декорация стен была предельно скромной. Отличительные особенности памятника – пониженные боковые апсиды, просторные хоры, шесть погребальных аркосольных ниш в стенах.
Состояние ОКН (архитектуры): Состояние удовлетворительное. В 2004 году завершилась комплексная архитектурная реставрация. Работы по реставрации фрагментов живописи в настоящее время продолжаются в ЦРМЖ Новгородского музея-заповедника.
Краткое описание настенной живописи
Церковь расписана в 1199 году - в следующее лето после строительства. В росписи принимала участие довольно большая артель живописцев (восемь-десять человек, по некоторым оценкам), что свидетельствует о срочности заказа. Все стены, столбы, своды, арки и купол Нередицы были расписаны. Сюжетные и единичные изображения с учётом купола размещались в девять ярусов. Автором фресковой росписи, предположительно, был известный в Новгороде церковный и общественный деятель Олисей Гречин, чья усадьба с мастерской художников обнаружена в Людином конце Новгорода во время археологических раскопок. Ансамбль живописи сохранялся в интерьере в полном объёме практически без поновлений, вплоть до начала Великой Отечественной войны. После разрушений военного периода на стенах уцелело лишь около 15% композиций, больше всего в восточной части памятника. В центральной апсиде сохранились изображения святого Петра Александрийского и пророка Илии, питаемого вороном, части фигур святительского пояса и полуфигур святых в медальонах, в арке прохода из алтаря в диаконник – изображения святого Тимофея и святой Екатерины, в диаконнике - изображения святых жен. На южной стене – незначительные фрагменты композиции «Крещение». В западной части южной стены, в нише представлена ктиторская композиция. Ктитор нередицкой церкви князь Ярослав Владимирович с моделью храма в руках стоит перед Христом, сидящим на троне. Часть фрагментов данной композиции была смонтирована реставраторами на первоначальное место. На западной стене (с небольшим заходом на южную и северную стены) – отдельные участки композиции «Страшный суд». В нише северной стены - изображение святой Феклы. В откосах окон и в нишах стен сохранились орнаментальные изображения. Нижние части стен и столбов расписаны диагональными и волнообразными полосами - полилитиями, имитировавшими мраморную облицовку византийских церквей. Помимо монументальной живописи XII века, до нашего времени дошли многочисленные граффити – процарапанные на стенах надписи и изображения.
Состояние и дата последней реставрации настенной живописи: удовлетворительное. В 2015 году на памятнике завершены работы по консервации монументальной живописи. Работы проводились бригадой МНРХУ под руководством художников-реставраторов Т.А. Ромашкевич и Л.В. Ежовой. Выполнены следующие виды работ: укрепление штукатурного основания (доливки), удаление поверхностных загрязнений, налета ракушечника, солей, шпаклевка мелких утрат, полное укрепление красочного слоя, приведение древней кладки в экспозиционный вид, подбор колера тонировок на штукатурные вставки, расчистка плинфы и камня от штукатурных загрязнений.
Монументальная живопись ц. Спаса в Нередицах в Онлайн-коллекциях Новгородского музея заповедника
Номер в Гос.реестре: 531510004420006
Категория охраны: ОКН федерального значения
ЮНЕСКО: Решением 24-го заседания Комитета по Всемирному наследию в г. Санта-Фе (США) включена в список Наследия ЮНЕСКО под № 604(1992) от 14.12.1992 г. в составе памятников истории и культуры Великого Новгорода и его окрестностей.
Датировка: 1198 г.
Контакты: Новгородский музей-заповедник
Адрес: 173007, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы (10 км от Великого Новгорода)
Тел./факс: +7(8162) 77-36-08
Официальный сайт: https://novgorodmuseum.ru
Е-mail: adm.novgorodmuseum@mail.ru
GPS-координаты ОКН: 58.497161, 31.311521