История создания
Знаменский собор расположен на Торговой стороне, рядом с всемирно известной церковью Спаса Преображения на Ильине улице. Храм возведен в 1682-1688 гг. в честь чудотворной иконы «Знамения Божьей Матери», особо почитавшейся новгородцами, на месте одноименной каменной церкви, построенной в 1354 г. архиепископом Моисеем. Собор сооружался по инициативе новгородского митрополита Корнилия. на средства казны Софийского дома, иногородними зодчими при участии московских каменщиков и новгородских плотников. В 1688 году одновременно с освящением главного престола были освящены приделы Живоносного источника Богородицы и Алексея Митрополита Московского.
По принципу монастырских комплексов Знаменский собор окружен каменными ограждающими корпусами с колокольней и Святыми вратами, представляющими собой два сквозных полуциркульных проема, крытых фигурными «бочками», над которыми возвышаются луковичные главки с крестами.
В 1690-е гг., пострадавший от пожара собор, отремонтировали. Тогда же приступили к устройству иконостасов и росписи стен. Пострадал собор и во время пожара 1745 г. Крупные ремонтные работы были осуществлены в 1844-45 гг. на пожертвования графини Анны Орловой – Чесменской.
Значительные повреждения храм получил во время Великой Отечественной войны.
В 1950-е гг. специалистами Новгородских реставрационных мастерских были проведены аварийно-ремонтные работы. В 1960-70-е годы работы были продолжены архитекторами Г.П.Никольской и Н.Н.Кузьминой под руководством архитектора-реставратора Г.М.Штендера. Тогда был разработан проект восстановления собора на первоначальную дату.
Краткая характеристика архитектурных особенностей ОКН
Знаменский собор представляет собой тип монументального четырехстолпного, трехапсидного храма, завершенного пятью куполами и окруженного с трех сторон двухъярусными галереями. На галереи вели три симметричных крыльца, из которых сохранилось лишь западное, с характерными для XVII в столбами-кубышками, между которыми перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет-подцерковье служил для хозяйственных целей. Основной объем и галереи, опоясывающие собор с трех сторон, занимают верхний этаж. Первоначально собор имел многощипцовое покрытие, которое в дальнейшем было заменено на четырехскатное. Внушительные размеры, богатый пластический декор наличников, их трехцветная раскраска, изразцовые пояса, украшающие галереи, яркие росписи в закомарах создают величаво-торжественный и праздничный образ храма, призванного всем своим обликом прославлять хранимую в нем чудотворную святыню.
Храм отличается «не новгородским» обликом, который воплотил черты единого общерусского стиля, сформировавшегося в архитектуре централизованного русского государства.
Состояние ОКН (архитектуры): удовлетворительное
Краткое описание настенной живописи
Интерьер Знаменского собора, галереи и западное крыльцо расписаны живописью, исполненной за весенне-летний сезон 1702 года артелью, составленной из более, чем тридцати живописцев из Костромы, Ярославля и Москвы, во главе с подрядчиком Иваном Бахматовым, при участии золотописца Посольского приказа, москвича Федора Юрьева. В летописи, помещенной на южной стене собора, перечислены имена 20 мастеров.
Стенопись Знаменского собора исполнена в «декоративно-повествовательном» стиле, который сформировался в последнем десятилетии XVII в. и считается одной из прекраснейших последних страниц в истории древнерусского искусства.
Грандиозный ансамбль росписей скомпонован в строгом соответствии с законами архитектоники.
В куполе – «Отечество». Над алтарной нишей - композиция «Да молчит всякая плоть человеческая ...», в жертвеннике – «Таинства Церкви», в диаконнике – «Богоматерь Неопалимая купина». В главных сводах размещены образы Новозаветной Троицы в соответствии с последовательностью стихов христианского Символа Веры. На южной и северной стенах наоса находятся циклы «Деяния апостолов» и «Богородичный акафист». На западной стене расположена грандиозная композиция «Страшный суд». В западном крыльце - цикл «Апокалипсис», в галереях - «Чудеса и деяния Христовы» и «Вселенские соборы». Видное место в росписях собора занимают образы святых, особо чтимых в Новгороде – князя Владимира Ярославовича, Антония Римлянина, Варлаама Хутынского и других.
Первоначальный колорит храма изменился в результате пожаров и разрушений в годы Великой Отечественной войны. Восстановление настенной живописи было начато в 1950-е годы московскими художниками-реставраторами Г.С. Батхелем и В.Г. Брюсовой и продолжено в 1970-80-ые годы бригадой художников новгородской реставрационной мастерской.
Состояние и дата последней реставрации настенной живописи: в основном объеме – удовлетворительное, крыльца и галереи – неудовлетворительное. Последняя реставрация проходила в 1970-80-ые годы. Выполняла бригада художников –реставраторов новгородской реставрационной мастерской.
Монументальная живопись Знаменского собора в Онлайн-коллекциях Новгородского музея заповедника
Номер в Гос.реестре: 531410064330006
Категория охраны: Объект культурного наследия федерального значения
ЮНЕСКО: Решение юбилейного заседания Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО. 1992 г.
Датировка: 1682-1688 годы, конец XVII - начало XVIII века, XIX век
Контакты: Новгородский музей-заповедник
Адрес: 173007, Новгородская область, Великий Новгород, ул. Ильина, 26
GPS-координаты: 58.517269, 31.293505
Адрес сайта: novgorodmuseum.ru