с 10.00 до 18.00
+79217309392
Комплексная реставрация МНДЗ «Витославлицы»
22 ноября 2021 года

В начале XII века киевским князем Изяславом Мстиславовичем на месте, где сейчас располагается музей народного деревянного зодчества, был основан Пантелеймонов монастырь.

Первоначально постройки Пантелеймонова монастыря были деревянными. Каменный собор был выстроен в 1207 году по заказу новгородского боярина Фёдора Пинещинича. Этот храм по своему виду был похож на новгородскую церковь Спаса на Нередице 1198 года, но меньше по размерам. Это был четырехстолпный трехабсидный и, видимо, одноглавый храм характерного для Новгорода рубежа XII–XIII веков вида и типа.

К XIX веку древний храм Пантелеймонова монастыря сильно обветшал и в 1808 году был разобран. Вместо него в 1810–1811 годах в стиле раннего классицизма построили новую каменную церковь с обширной папертью и возведённой над нею колокольней. Позже возле храма соорудили отдельно стоящую колокольню. Эти постройки были разрушены в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и в послевоенное время разобраны на кирпич.С этого момента только небольшой холм отмечал место, где когда-то стоял древнерусский храм, расписанный фресками.

Раскопки каменного собора начала XIII века (1207 года) впервые были предприняты в 1978 году экспедицией ЛОИА (ИИМК) под руководством Павла Раппопорта.

Второй раз монастырь привлек внимание исследователей в 2007 году. В течение 7 лет (2007–2015 годы) работы велись экспедицией Института археологии под руководством члена-корреспондента Российской академии наук Владимира Седова. За это время были открыты основания стен и столбов, не вскрывавшихся Павлом Раппопортом, древние полы, основание престола центральной абсиды, погребения в каменном и плинфяном саркофагах, а также погребения под каменными плитами. Также было собрано множество фрагментов фресок.

На сегодняшний день проведены работы по музеефикации церкви Пантелеймона (авторы концепции Валентин Седов, Марина Вдовиченко, Виктор Попов и Олеся Гаврилова). На насыпном слое воспроизведено точное плановое решение церкви Пантелеймона 1207 года из материалов, идентичных исторической кладке (камень-плитняк, плинфа). Каменная выкладка дает наглядное представление об объекте культурного наследия и свидетельствует о древних формах первоначального памятника.

  • Витославлицы: музеефикация Пантелеймонова монастыря
    Музеефикация церкви Пантелеймона на территории музея Витославлицы
  • Витославлицы: музеефикация Пантелеймонова монастыря
  • Витославлицы: раскопки Пантелеймонова монастыря
    Остатки конструкций собора Пантелеймонова монастыря на территории музея деревянного зодчества «Витославлицы». Вид с юго-запада. Фото 2013 г.
3 ноября 2021 года

Реставраторы воссоздали арочный мост, который ведет к беседке на острове в усадебном комплексе А.А. Орловой-Чесменской.

- Вы можете увидеть, какой красивый вид открывается на озеро Мячино. Этого удалось добиться в результате работ по расчистке от поросли, - говорит архитектор-реставратор ООО «МАРТ» Георгий Филиппов. - Потому что в Новгороде у нас жемчужина - это панорамные виды, визуальные связи и, к сожалению, во многих местах за последние десятилетия это заросло. И дальше вы увидите Курицкую церковь, ее тоже видно с этого моста, и она так же стоит на берегу озера, как и стояла в том месте, откуда ее привезли.

Беседку изготовили, доставили на место и собрали вологодские строители. Покрытие – террасная доска из лиственницы. Эту же древесину использовали и при возведении моста. Основные конструкции - металлические, изготовленные в Санкт-Петербурге.

- Нам пришлось искать специальную организацию, которая его будет гнуть. И соответственно, очень сложно было устанавливать его, приходилось делать специальную площадку под автокран с большой стрелой, чтобы этот мост установить. То есть, его варили уже здесь, на месте, по балкам, и конструкция из двух половин», - рассказал руководитель проекта Александр Бондарь.

  • [Телесюжет] В Витославлицах воссоздали мост 19 века
23 августа 2021 года

Экспозиция «История России – история семей. Род Орловых» разместится в усадебном доме графини А.А. Орловой-Чесменской на территории Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиала Новгородского музея-заповедника.

На сегодняшний день в усадебном доме Орловой-Чесменской закончена реконстуркция наружных и внутренних архитектурных элементов. Специалистами Новгородского музея-заповедника отобрано около 450 экспонатов из основных фондов музея, включая собрание иконописи и мебели, фарфора и ювелирного декоративно-прикладного искусства, живописи и сфрагистики, которые составят основу экспозиции. Часть этих предметов принадлежали непосредственно графине Орловой, церковные реликвии были преподнесены ею в дар Свято-Юрьеву монастырю. По задумке авторов, посетителям будущей экспозиции представится возможность познакомиться с историей рода Орловых, дворянским бытом конца XVIII – первой половины XIX столетий.

Специально для экспозиции в музейных мастерских были отреставрированы предметы мебели и декора, иконы, книги. Часть из них в настоящее время можно увидеть в экспозиции русского изобразительного искусства в залах Дворянского собрания. Иконы и знаменитый подвесной крест с перламутровыми резными вставками сейчас представлены на выставке «Александр Невский. Легенда о воине» в здании Присутственных мест. Во Владычной палате выставлено келейное Евангелие с драгоценным окладом, которое находилось в молельной комнате графини.

  • [Телесюжет] Журналистам показали предметы будущей экспозиции в усадьбе Анны Орловой-Чесменской
  • [Телесюжет] ГТРК СЛАВИЯ выставка предметов графини Орловой Чесменской
23 апреля 2021 года

Усадебный комплекс, куда входит пруд, появившийся вместе с главным домом в первые десятилетия XIX века, в центре пруда – островок, приведены в порядок. Реставраторы воссоздали беседку, изначально располагавшуюся на этом островке и ведущий к ней мостик. В рамках реставрационного проекта провели расчистку пруда, а также укрепили его берега. К концу мая планируется завершить основные работы на четырех домах, расположенных на главной деревенской улице. Это дома Туницкого, Якимовой, Царевой и Шкипарева. Осталось выполнить фрагментарную реконструкцию кровли, а также воссоздать земляной пол в хозяйственных дворах, которые представлены в музее наряду с жилыми избами. Кроме того, предстоят работы по благоустройству, а также восстановлению дороги на главной деревенской улице и вокруг домов. Сотрудники музея рассчитывают, что примерно к середине июля смогут открыть для посещения находящиеся на главной деревенской улице избы, в которых появятся новые экспозиции.

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Субботник
5 июля 2020 года

После реставрации по назначению будут использоваться усадебные постройки. Раньше в доме Орловой-Чесменской располагались служебные помещения, выставочные пространства для этнографических тем. Теперь сотрудники работают над масштабной экспозицией, которая будет посвящена роду Орловых, их пребыванию на Новгородской земле и вкладу в российскую историю. Экспозиция разместится на втором этаже дома. На первом этаже появится мультимедийная выставка.

Интерьеры дома будут максимально приближены к историческим, восстановленным по документам и аналогиям своей эпохи.

31 октября 2019 года

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Мельница из села Ладощино

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Усадебный дом А.А. Орловой
31 июля 2019 года

В рамках учебной практики и дипломных работ студенты кафедры живописи и реставрации Академии Штиглица написали копии икон иконостаса церкви св. Николая Чудотворца из деревни Высокий Остров Окуловского района Новгородской области. Никольская церковь входит в число архитектурных памятников Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы», филиала Новгородского музея-заповедника. Копии выполнены в технике старых мастеров (яичной темперой) в масштабе один к одному с оригиналов конца XVII – XVIII столетий, находящихся в фондах музея.

Практика проходила под руководством доцентов кафедры русской живописи Анны Лельчук и Дмитрия Ерёмина. В практике принимали участие: Дарья Бутырина, Юлия Грабишевская, Анастасия Евстафьева, Алена Ермилова, Ксения Клачкова, Елена Кузина, Марина Лукьянова, Семён Малышев, Полина Смыслова.

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Реконструкция иконостаса церкви Николая Чудотворца
1 ноября 2017 года

Церковь Успения Богородицы из с. Курицко. Памятник, датируемый 1595 годом, стал первым экспонатом «Витославлиц» и первым за 50 лет подвергнут реставрации методом переборки. Ведущий архитектор-консультант Новгородского музея-заповедника Виктор Попов отмечает, что при перевозке храма было оставлено очень много старых бревен, которые за это время превратились в труху.

- Из-за этого он находится в неблагоприятном техническом состоянии. Другого способа замены бревен в срубах в такой ситуации нет.

Сейчас памятник разобран приблизительно на 40% - шатер, рубленый восьмерик, идут работы на четверике. Это заняло у реставраторов более двух месяцев. Еще около полутора месяцев будет продолжаться разборка, а в декабре специалисты надеются получить возможность запустить обратный процесс.

Одновременно с этим идет реставрация отдельных элементов. Они тщательно собраны под специальным навесом рядом с памятником. К новым материалам предъявляются строгие требования по качеству, влажности и твердости, породе дерева.

После окончания работ памятник предстанет перед посетителями в привычном виде, но с одним изменением. По архивным описям и обмерам XIX – 20-х годов XX века удалось выяснить, что в подцерковье, где хранились колоды для захоронений, была дверь. Ее планируется восстановить.

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Церковь Успения Богородицы из с. Курицко
12 октября 2017 года

Усадебный дом графини А.А. Орловой-Чесменской. Комплексная реставрация музея затронула и усадебный дом графини Орловой, построенный в начале XIX века. За свою историю он дважды серьезно перестраивался. Но сохранившиеся чертежи оставляли надежду на реставрацию здания, приближенном к первоначальному великолепию. Неожиданные открытия встретились специалистам уже на первых этапах работ.

- Имея какие-то чертежи и планы дома, мы всё равно до конца всей картины не видели, - рассказывает заведующая музеем «Витославлицы» Олеся Гаврилова. - Сейчас нам открываются первоначальные дверные и оконные проемы, какими они были при помещике Василии Михайловиче Семевском до перестроек графини Орловой. Дом медленно и с трудом, но открывает свои секреты.

Так, анфилада на первом этаже оказалась чрезвычайно парадно оформлена. Под штукатуркой XX века обнаружился старинный декор. Наши и остатки лестницы парадного входа в дом.

- Наша задача – воссоздать всю строительную технологию по историческим методикам. Например, устройство стропильной системы на кровле будет другое, но гнезда мы оставляем в первозданном виде, чтобы те, кто будет после нас, могли реконструировать ее снова, понять, как всё было устроено. И, конечно же, мы сохраняем то, что было изначально, - говорит Эрнест Сайферт, руководитель компании «Петрекс», проводящей работы на объекте.

«Мусор», обнаруженный в подпольном пространстве, позволяет восстановить рисунок барельефов прежних интерьеров. Вернутся на место и четыре печи, правда, декоративные. Отопление в памятнике устроят уже современное.

По завершении работ в усадебном доме откроется экспозиция дворянского быта, благодаря музеефикации рассказывающий о судьбе его владельцев и обитателей в XIX веке.

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Усадебный дом графини А.А. Орловой-Чесменской
5 октября 2017 года

Ветряная мельница из д. Ладощина Солецкого района, нач. XX в. Памятник был перевезен в 1971 году. У него была тяжелая судьба и находился он в плачевном состоянии. Реставрирован по проекту Леонида Красноречьева. С тех пор масштабных работ не проводилось. В рамках комплексной реставрации объектов музея планируется восстановить мельницу до рабочего состояния.

- Это главная цель наших усилий, - говорит архитектор-реставратор ООО «МАРТ» Георгий Филиппов, осуществляющий авторский надзор по проекту. – Начав работы, мы увидели, что ее довольно хорошее состояние позволяет нам на это надеяться.

Сейчас демонтирована шапка мельницы, снято более 160 кв. м драничного покрытия (оно будет полностью заменено), ведутся расчистки на срубе. Еще в проекте изготовление нового важного конструктивного элемента – «горизонтального» вала (его также заменяли более 40 лет назад).

Работы будут продолжаться, пока позволяют погодные условия. После реставрации планируется сделать доступным для посещения внутренний объем памятника. Также здесь будет проходить новый экскурсионный маршрут и открыт дополнительный вход в музей «Витославлицы».

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Ветряная мельница из д. Ладощина Солецкого района
8 сентября 2017 года

20 февраля 2017 года было подписано трёхстороннее соглашение между Новгородским музеем-заповедником, Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга и консорциумом подрядчиков: АО «Ренессанс-Реставрация», ООО «Матис» (благоустройство территории), ООО «Музейные технологии (реставрационные работы на памятниках деревянного зодчества). Началась комплексная реставрация Музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» в рамках проекта Министерства культуры РФ и Международного банка реконструкции и развития «Сохранение и использование культурного наследия в России».

- Основные памятники музея без реставрационных работ находятся уже более 40 лет, - рассказывает заведующая филиалом Олеся Гаврилова, - а дерево такой хрупкий материал, который требует постоянного надзора, ремонтных работ. И вопрос реставрации уже давно назрел для очень многих объектов – памятников деревянного зодчества.

В проект вошли все памятники федерального значения (21 объект) и усадебный комплекс А.А. Орловой: парк площадью 15 га, флигель середины XIX века и усадебный дом начала XIX века. Вместе с самым древним деревянным памятником Новгородской области, церковью Рождества Богородицы из села Передки 1531 года и церковью Успения из села Курицко 1595 года они будут реставрироваться с 2017 по 2019 годы. Остальные работы распределены на этапы. В марте начался первый этап.

Модернизация затронет и всю инженерную структуру музея. Будут заменены коммуникации, увеличатся мощности, что позволит создать более комфортные условия для посетителей. Это не только доступность для людей с ограниченными возможностями, но и даже комната матери и ребенка. Планируется подвести отопление в четыре основных крестьянских дома с экспозициями, а затем и в культовые памятники.

- Отопление водяное, оно не повредит постройкам, не видно для глаз посетителей. Возможно, оно позволит впоследствии восстановить иконостасы в главных культовых сооружениях музея.

Уже сейчас изготавливаются иконы в материале на основе цифровых копий для церкви из села Никулино. Ведется подготовительная работа по созданию списков силами студентов Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица.

  • [Дневник реставрации] Витославлицы: Первый этап