Ф.М. Достоевский. Детям

Выставка рассказывает о десятой книге романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики», посвященной детской теме, и включает предметы, фотографии и иллюстрации, представленные в одной из комнат Музея романа в Старой Руссе. Дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского. Долгие годы Достоевский мечтал написать роман о них. В январском выпуске «Дневника писателя» 1876 г. он говорил: «Я и прежде смотрел на детей, но теперь присматриваюсь особенно. Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о русских теперешних детях…». Весной 1878 г., непосредственно приступая к работе над «Братьями Карамазовыми», Достоевский был особенно озабочен изображением детей: «Я замыслил и скоро начну большой роман, в котором, между другими, будут много участвовать дети и именно малолетние, с 7 до 15 лет примерно. Детей будет выведено много. Я их изучаю и всю жизнь изучал, и очень люблю и сам их имею». В десятой книге романа «Мальчики» автор показывает нравственные проблемы молодого поколения, которые заключаются в проявлении добра и зла, любви и уважения, милосердия и прощения, сострадания и великодушия. Писатель рассказывает трагическую историю главного героя Илюши Снегирева и его семьи. В образе Илюши заключена важная идея: страдание неокрепшей детской души может привести к ее ожесточению и, как следствие, к преступлению. Именно от этого пытается оградить своих юных друзей Алеша Карамазов, обращаясь к ним в эпилоге романа со словами, призывающими к добру и единению, рассказывая, как важны хорошие детские воспоминания, ведь они являются источником человечности, присутствие которой во взрослой душе может удержать в дурную минуту от зла и даже спасти.

Фотографии экспозиционного зала «Детская» Музея романа «Братья Карамазовы»

  • Один из залов экспозиции музея романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» в Старой Руссе - детская, в которой воссоздан интерьер комнаты мальчика-гимназиста Коли Красоткина.
  • Здесь представлен рабочий уголок школьника с учебными пособиями XIX века и письменными принадлежностями, а также предметы-детали, упоминаемые в романе: карта звездного неба и игрушечная пушечка, которую принес Коля Красоткин в дом Снегиревых, чтобы утешить умирающего Илюшу.
  • «…Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, об нашей теперешней учащейся молодежи: «Покажите вы, — он пишет, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною». Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот что хотел сказать немец про русского школьника». Никаких знаний и беззаветное самомнение — вот что хотел сказать немец про русского школьника». (цитата из романа)
  • В детской представлена коллекция книг для чтения и учебных пособий XIX века.
  • Одним из ценных экспонатов, напоминающих о детском периоде в биографии Ф. М. Достоевского, является издание «Сто четыре священные истории из Ветхого и Нового Завета в пользу юношества» под редакцией Иоанна Гибнера. По такой книге учился читать Достоевский.
  • В оконном проеме – изображение храма Спаса на Крови, который был возведен в 80-е годы XIX века в Петербурге в память о трагической гибели Александра II. 1 марта 1881 года на императора было совершено покушение членами запрещенной общественной организации «Народная воля», в результате чего он скончался. Это трагическое событие случилось через месяц после кончины Достоевского. Однако важно подчеркнуть, что писатель всегда интересовался тем, что происходит внутри запрещенных общественных организаций, бросавших вызов официальной власти. Их руководителями и участниками, как правило, становились молодые люди. Это те самые «русские мальчики», которые чувствовали в себе силы вершить историю своего государства. Для достижения этой цели они могли пойти на преступление и погибнуть. В романе «Братья Карамазовы», как и в других своих произведениях, Достоевский обращался к таким персонажам и пытался раскрыть причины их поведения. Болезненное мировосприятие героев часто связано с их социальным происхождением и страданиями, пережитыми в детском возрасте.

Экспонаты выставки - фотографии музейных предметов из фонда филиала

  • Книга. Сто четыре священные истории из Ветхого и Нового завета в пользу юношества, выбранные Иоанном Гибнером [Гюбнером]. Ч. 1-2. ‒ Москва: Издание А.В. Глазунова, 1838. 1838 г.
  • Карамзин Н.М. Книга. История государства Российского. Кн. 2. Т. 5-8. ‒ 5-е изд. ‒ Санкт-Петербург: Издание И. Эйнерлинга, 1842. 1842 г.
  • Пенал. XX в., начало
  • Колокольчик. XX в., начало
  • Гербач В.С. Брошюра. Руководство к обучению письму. Прописи русские. ‒ Санкт-Петербург, 1899. 1899 г.
  • Чернильница. 1870-е гг.
  • Стол письменный дамский. XIX в., конец
  • Ваза ночная. 1860-1861 гг.
  • Баранов А.Г. Книга. Наше родное: кн. для классного и домашнего чтения в сельских народных школах с трехлетним курсом. Ч. 3. Сб. статей для упражнения в русском и церковно-славянском чтении с материалом для самостоятельных письменных упражнений. ‒ 12-е изд. ‒ Санкт-Петербург: Д.Д. Полубояринов, 1898. 1898 г.
  • Книга. Книга для первоначального чтения в народных школах. Ч.1 / сост. В. Водовозов. ‒ 10-е изд. ‒ Санкт-Петербург, 1877. 1877 г.
  • Востоков А. Книга. Русская грамматика. ‒ Санкт-Петербург, 1831. 1831 г.
  • Кровать. XIX в., конец-начало XX в.
  • Пресс-папье. 1870-е гг.
  • Шкаф книжный. XIX в.
  • Лампа керосиновая. XIX в., конец-начало XX в.
  • Книга. Полная русская хрестоматия. В 3 ч. Ч. 1. Красноречие / составил А. Галахов. ‒ 8-е изд. ‒ М., 1859. 1859 г.
  • Книга. Полный русский орфографический словарь / сост. П.А. Ромашкевич. ‒ 5-е изд., испр. и доп. ‒ СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского, [1898] [1898 г.]