Хозяйство и быт новгородского крестьянина (осенний период)

  • Изба Туницкого В.А. 1870 – 1890-е гг. из д. Пырищи Крестецкого района. Фото 2016 г.
    По народному календарю осень начиналась с Ильи (20 июля/2 августа) и заканчивалась Покровом (1/14 октября). В народе говорили: «В Покров до обеда – осень, после обеда – зима».
  • Каретник (передок). Фрагмент экспозиции. Изба Туницкого В.А. Фото 2022 г.
    Народная пословица гласит: «Готовь телегу зимой, а сани летом». У крестьян телега была главным транспортным средством в течение всех сезонов кроме зимы. Осенью её активно использовали для езды, перевозки снопов, капусты с полей и пр. В каретнике («передке») наготове стояли дровни-пошевни для езды по снегу.
  • Борона-суковатка, плуг, «глызайка» для разбивки комьев глины, лопаты (заступы). Конец XIX в. – 1960–е гг.
    В августе крестьяне продолжали заниматься земледельческими работами: сеяли озимую рожь, жали яровые (ячмень, овёс), пахали и боронили пар – участок земли, который оставался летом незасеянным. Во время пахоты использовали соху, некоторые крестьяне – плуг.
  • Соха. 1960-е гг.
  • Серпы. Первая половина ХХ в.
  • Цеп-«приус». Первая половина ХХ в.
    В сентябре крестьяне занимались обмолотом зерновых культур, который мог продолжаться и зимой. Для обмолота новгородские крестьяне использовали цеп – «приус», «приузь», «приузд», «прюзду», «молотило».
  • Кадки. Первая треть ХХ в. Фрагмент экспозиции.
    Обмолоченное зерно крестьяне хранили в амбарах (житницах), где были специальные ящики – сусеки (засеки), в различных ёмкостях, например, в кадках (долблёнках). Помол зерна на муку и крупу производился на ручных жерновах, на мельницах. Для хранения муки использовали лари.
  • Жернова. 1930-е гг. Берестяная подставка под жернова. Первая половина ХХ в.
  • Ларь. Первая треть ХХ в.
  • Картофелекопалка. Первая половина ХХ в.
    В сентябре копали картофель, используя лопаты-заступы, картофелекопалки, убирали репу, свёклу, морковь и пр.
  • Комплекс предметов, связанный с рубкой капусты: кадки, сечки. ХХ в. Фрагмент экспозиции.
    Крестьяне сажали в большом количестве капусту. «Для чего огород городить, коли капусту не садить». Капусту срезали в капустниках и на лошадях доставляли домой. Рубить капусту для засолки (квашения) на зиму начинали со второй половины сентября, с Воздвиженья (14/27 сентября). «Смекай, баба, капусту на Воздвижениев день». Рубили капусту семьями или «по́мочью» (то́локо́й), на которую приглашали как девушек, так и женщин.
  • Драчка. 1910-1930-е гг.
    Одна из главных женских забот осенью – обработка льна и конопли. Лен теребили, сушили и обмолачивали, затем расстилали на лугах, мочили в водоёмах, снова сушили, мяли, трепали, чесали.
  • Колотушка для обмолота головок льна. ХХ в., начало.
  • Льномялка. Начало ХХ в.
  • Битьё масла. Фрагмент экспозиции.
    Часть семян льна отбирали на посев, из остатков отжимали (били) масло в домашних условиях, используя жом (било, билы), или на специальных маслобойнях. Масло били как из льняного семени, так и конопляного. Приготовлением семян для битья занимались женщины, отжимом – мужчины. Высушенное в печи семя толкли в ступах, затем растирали руками в корыте, поливая теплой водой, запаривали в горшках, в печи. Массу клали в мешочек из разреженного холста и помещали между вертикальными плахами, зажимая их клиньями. Отжатое масло стекало в корыто.
  • Глиняные кубышки. Конец XIX -начало XX в. Фрагмент экспозиции.
    Льняное и конопляное масло хранили в деревянных бочонках, глиняных кувшинах, кубышках.
  • Сенник. Фрагмент экспозиции.
    Выжимками (избоинами, дурандой), получаемыми во время битья масла, кормили мелкий скот. Осенью для выпаса коров использовали сжатые поля – пожни. Скот на стойловое содержание, как правило, определялся с Покрова. Сено для кормления скота хранилось на сеннике (второй ярус хозяйственного двора) или в специальных сенных сараях (пунях), или на полях в стогах.
  • Корыта (желоба, колоды) для кормления домашних животных. Конец XIX – начало XX в. Фрагмент экспозиции.
  • Чески для расчёсывания шерсти. ХХ в., первая треть. Фрагмент экспозиции.
    Осенью в очередной раз стригли овец. Женщины готовили шерсть для прядения, очищали и расчёсывали её специальными приспособлениями – ческами.
  • Мужская лавка. Фрагмент экспозиции.
    Поздней осенью крестьяне, занимающиеся ремеслом, уходили на заработки. «С ремеслом и увечный хлеба добудет», – говорили крестьяне.
  • Кошель. Конец XIX – начало XX в. Корзинка. ХХ в. Фрагмент экспозиции.
    Осенью запасали на зиму «лесовину» – ягоды, грибы. Ягоды мочили и сушили, грибы использовались как в соленом виде, так и в сушеном. В некоторых местностях грибы и ягоды крестьяне продавали. Являясь своеобразным промыслом, сбор лесных запасов давал дополнительный заработок.
  • Печь в избе Туницкого В.А.
    Для сушки ягод и грибов, иногда и снопов зерновых культур, льна использовали печь.
  • Комплекс предметов, связанный с хранением и переноской воды. ХХ в.
    С наступлением морозов к печи переносили кадку с водой, которая до этого обычно стояла в сенях.
  • Горшки на шестке печи. Первая треть. ХХ в.
    Щи, каши, картофель, ржаной хлеб являлись основной пищей крестьян. «Щи и хлеб есть – какого рожна еще больше», – говорили крестьяне.
  • Стол. Фрагмент экспозиции.
    Из новины – ржаной муки нового урожая, выпекали хлеб, которым принято было угощать. У крестьян к хлебу всегда было особое отношение. «Хлеб на стол, и стол престол, а хлеба ни куска, и стол доска». Как правило, за столом хлеб резал глава семьи-большак, он же крошил мясо, вынутое из щей. Поздней осенью крестьяне не только в праздники, но и в будни могли позволить себе щи с мясом, так как с наступлением холодов забивали лишний скот.
  • Пожинальный сноп в красном углу. Фрагмент экспозиции.
    Чтобы домашние животные хорошо перезимовали, и чтобы им хватило корма на всю зиму, в Покров, до восхода солнца, хозяйка кормила животных колосьями из пожинального снопа, сжатого последним и хранившимся в красном углу.
  • Женская лавка. Фрагмент экспозиции.
    С наступлением осени крестьянская семья всё больше и больше времени проводила в избе. Для каждого члена семьи находилась в доме работа.
  • Светец. XIX в. Фрагмент экспозиции.
    С Ильи (20 июля/2 августа), Успения (15/28 августа), а где-то с Покрова (1/14 октября) можно было пользоваться светом: зажигать свечи, лучины, керосиновые лампы. Считалось, что с Благовещения (25 марта / 7 апреля) до этих дней грех зажигать огонь. В момент зажигания огня все присутствующие осеняли себя крестным знамением. Из поколения в поколение передавалось уважительное отношение к огню, дающему свет и тепло. Огонь величали Огнем-Батюшкой, а печь матушкой.
  • Люлька. ХХ в. Первая треть. Фрагмент экспозиции.
    Осенью семья укладывалась спать раньше, чем летом, т. к. дни становились короче. Женщины могли засидеться у огня, качая люльку (зыбку, колыбельку, мольку, байку), напевая колыбельную, занимались рукоделием. Всю предстоящую зиму крестьянки будут заниматься прядением, а многие мужчины займутся лесным промыслом: рубкой и возкой леса, заготовкой дров.
  • Фрагмент экспозиции в избе Туницкого В.А.

Авторы: Иванова О.В., Климова Т.А. Фотографы: Толстоусова Т.Н., Гузеева М.