Книжные обложки Д.И. Митрохина

Сегодня русскую графику XX века сложно представить без упоминания имени Дмитрия Исидоровича Митрохина (1883–1973), а благодаря своей работе в области книжной графики Д. И. Митрохин известен огромному числу книголюбов. Родился художник в городе Ейске в семье мелкого служащего. Он вспоминал: «И мать и отец любили читать, в доме с детства помню много книг и журналы для «домашнего чтения», с большим количеством иллюстраций... Читать и рисовать тянуло меня с ранних лет». В 1902 году, окончив Ейское реальное училище, Дмитрий Исидорович поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а в 1904 году перешёл в Строгановское училище. Главным ориентиром для молодого художника служила графика мастеров «Мира искусства». В 1904 году появились его первые публикации: виньетки в ежемесячнике «Весы». Научно-литературный и критико-библиографический журнал «Весы» являлся основным печатным органом русского символизма и выходил в Москве в знаковом книгоиздательстве «Скорпион», славящимся изысканностью оформления своих изданий. Дмитрий Исидорович быстро стал одним из лидеров русского дореволюционного книжного искусства. В 1916 г. Д. И. Митрохин поступил на работу в Русский музей в Петрограде, где в 1918–1923 гг. служил хранителем отдела рисунков и гравюр, а с 1924 г. он преподавал в Академии Художеств. Несмотря на то, что круг занятий художника заметно расширился, книжная графика продолжала оставаться в сфере его интересов. Дмитрий Исидорович стал одним из тех, кто сформировал облик отечественной книги XX века. Мастером было оформлено и проиллюстрировано огромное количество книг и журналов. Некоторые обложки, оформленные Д.И. Митрохиным и выпущенные различными издательствами в период с 1916 по 1927 год, можно увидеть на выставке.

  • Замятин Е.И. Уездное : повести и рассказы. – Петроград : Книгоиздательство М.В. Попова, 1916
    В далёком 1910 году искусствовед и художественный критик Яков Александрович Тугенхольд (1882–1928) отмечал: «…Митрохин одарён несомненным крупным и графическим чутьём. Он умеет извлекать сочные и глубокие аккорды из гаммы blanc et noir и некоторые из его рисунков с их густыми и жирными, смелыми и страстными штрихами производят чувственное и почти живописное впечатление… Митрохин – прирожденный иллюстратор: книга – его стихия. Мы верим в то, что ему удастся занять своё место наряду с другими, уже славными украсителями русской книги – Бенуа, Бакстом, Добужинским и Лансере…» Любопытно, что два десятилетия спустя спустя Д.И. Митрохин выполнит великолепную обложку для сборника статей Я.А. Тугенхольда «Искусство Октябрьской эпохи», выпущенного издательством «Academia». Эта обложка станет неким итогом невероятно активной работы художника в сфере обложечной графики в 1920-е годы.
  • Замятин Е.И. Уездное : повести и рассказы. – Петроград : Книгоиздательство М.В. Попова, 1916. 4-я страница обложки
    Один из лучших отечественных мастеров книжной графики Дмитрий Исидорович Митрохин на протяжении своего творческого пути много и плодотворно трудился над созданием обложек для разных изданий. Как писал историк искусств Михаил Владимирович Алпатов (1902–1986): «Если бы собрать воедино все книги, к которым приложил свои силы художник, получилась бы обширная и изысканная по составу библиотека, о которой мог бы мечтать самый удачливый и страстный собиратель книг». В 1910-е годы Митрохин обратил на себя внимание издателей, оформив несколько обложек для детских книг. К нему пришло признание, а с признанием – многочисленные заказы, над которыми он работал с полной отдачей, зачастую превращая рядовые обложки в настоящие произведения искусства. Музейная коллекция располагает одной из лучших обложек Д.И. Митрохина того времени – к сборнику «Уездное», объединившему одноименную повесть и несколько рассказов Е.И. Замятина. Сборник вышел в 1916 году в Издательстве М.В. Попова.
  • Шмидт П.Ю. Основы жизни : популярное введение в биологию. – Петроград : Издательство Э.И. Блэка, 1916
    Обложка к книге П. Ю. Шмидта «Основы жизни: популярное введение в биологию» также знакомит с дореволюционным периодом творчества Д.И. Митрохина. Книга вышла в Издательстве Э.И. Блэка в 1916 году. Первоначально темы отдельных её глав составляли предмет лекций, читавшихся зоологом Петром Юльевичем Шмидтом (1882–1928) в аудиториях Общества народных университетов в Петрограде. В 1910 году серия лекций была впервые напечатана в выпускаемом акционерным обществом «Издательское дело, бывшее Брокгауз и Ефрон» журнале «Всеобщий Двухнедельник», в разделе «Всеобщий университет». Впоследствии книга неоднократно переиздавалась.
  • Фор Э. Веласкес. – Петроград : Огни, 1917. – (Творцы вечной красоты)
    Одним из издательств, с которыми Митрохин сотрудничал в 1910-е годы, было издательство «Огни». Акционерное издательское общество «Огни» было основано в 1909 году историком литературы, критиком, поэтом, этнографом и публицистом Евгением Александровичем Ляцким (1868–1942). В 1915 году к обществу присоединились издательства Михаила Васильевича Аверьянова (1867–1941) и «Грядущий день». «Огни» выпускало преимущественно художественную, научно-популярную и детскую литературу. Имело широкую просветительскую программу и было известно прежде всего благодаря своим книжным сериям: «Круг знания», «Образы прошлого», «Библиотека мемуаров», «Всеобщая библиотека», «Творцы вечной красоты». На протяжении нескольких лет издавался журнал «Аргус», выходили выпуски литературно-художественных сборников «Огни». В 1922 году издательство «Огни» фактически прекратило свою работу, а в феврале 1923 года было ликвидировано.
  • Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия : общий очерк. – Петроград : Огни, 1918. – (Круг знания)
    Д.И. Митрохин выполнил две серийные обложки для издательства «Огни», многократно используемые в оформлении книг. Серия «Круг знания» включала в себя научно-популярные издания, а серия «Творцы красоты» была посвящена биографиям великих художников. Особую известность приобрела первая из названных серий, в которой вышло много серьёзных культурно-исторических работ. Отпечатанная в два цвета обложка для этой серии, включающая, помимо традиционных декоративных элементов и текста, натюрморт из атрибутов наук, намечает дальнейший путь исканий мастера, в первые послереволюционные годы много сделавшего для формирования облика советской серийной книги. В 1919–1925 годах Дмитрий Исидорович создал не менее двух десятков серийных обложек для изданий книг самой широкой тематики по заказам разных издательств.
  • Сейфуллина Л.Н. Инвалид. Александр Македонский. Четыре главы : рассказы. – Москва : Красная новь, 1924
    Особенно плодотворно в сфере оформления обложки Д.И. Митрохин работал в первое десятилетие после Октябрьской революции 1917 года. В «Автобиографических записях», появившихся в 1973 году, он писал об этом периоде: «Много сделано обложек. Старался привести их в соответствие с текстом, для которого они предназначались, [соответственно] выбирая и шрифт, и композицию, и окраску, несмотря на очень узкую, ограниченную шкалу типографских красок. Наиболее употребительны в типографии – красная, зелёная, коричневая. Разнообразя их сочетания, старался внести свежее во внешний вид обложек и титулов». В 1919 году Д.И. Митрохин сотрудничал почти исключительно с Госиздатом. Но в 1920-е годы в стране начинается настоящий издательский бум, и художник начинает выполнять заказы для многих других издательств. Издательства были очень разными по направлениям своей деятельности и тематическому спектру выпускаемой литературы, и мастер оформлял книги, порой поразительно далёкие друг от друга. При этом его творческая фантазия была поистине неисчерпаема.
  • Лермонтов М.Ю. Тамань. Фаталист. – Петроград : Литературно-издательский отдел Наркомпроса, 1919. – (Народная библиотека)
    Среди книг, над которыми работал художник, было немало произведений русской классической литературы. Две повести М.Ю. Лермонтова (1814–1841) под одной обложкой вышли в первой советской издательской серии «Народная библиотека», представлявшей вид демократичного, общедоступного, но художественно оформленного издания. Для создания серии Литературно-издательским отделом Наркомпроса, впоследствии Госиздатом, привлекался самый широкий круг художников, и единого типового серийного облика обложки принято не было. Сам Д.И. Митрохин, активно сотрудничавший с издательством и создавший среди прочих обложки для серии к книгам М.Ю. Лермонтова, считал повесть «Тамань» лучшим прозаическим произведением поэта.
  • Геффтер Л. Что такое математика? Беседы во время морского путешествия. – Ленинград ; Москва : Петроград, 1924
    Обложка к книге немецкого математика Льва Вильгельма Геффтера (1862–1931) «Что такое математика? Беседы во время морского путешествия», опубликованная издательством «Петроград» в 1924 году, представляет собой пример весёлого декоративно-иллюстративного оформления научно-популярной литературы, привлекая внимание потенциального читателя своим юмором и своеобразным шуточным комментарием к содержанию книги.
  • Латинская Америка : [сборник рассказов]. – Ленинград : Прибой, 1927. – (Книжные новинки)
    Авторство обложки определяется несколькими способами. В некоторых случаях оно обозначено непосредственно самим художником на обложке: это может быть его фамилия и имя в полном или сокращённом виде или монограмма, дающая ключ к атрибуции. Например, в нижнем поле обложки к сборнику рассказов «Латинская Америка», вышедшему в издательстве «Прибой» в 1927 году, обозначена монограмма мастера – «Д.М.». Сама обложка, словно приоткрывая окно в мир неведомых стран и захватывающих приключений, отличается насыщенным «экзотическим настроением», хотя и выполнена всего в два цвета.
  • Рони-старший Ж.А. После кораблекрушения : рассказы. – Ленинград : Книжные новинки, 1927
    Часто подпись художника размещена среди элементов рисунка обложки. Например, её можно разглядеть в изображении волн на изящно оформленной обложке к сборнику рассказов Рони-старшего Жозефа-Анри (1856–1940) «После кораблекрушения», опубликованному в издательстве «Книжные новинки» в 1927 году.
  • Фор Э. Веласкес. – Петроград : Огни, 1917. – (Творцы вечной красоты). 2-я и 3-я страницы обложки
    Также со времён первых «мирискусников» в издательском деле появляется традиция публиковать имя оформителя обложки в самой книге, чаще на титуле или его обороте. На обложке для книги французского писателя историка искусства Эли Фора (1873–1937) «Веласкес», выпущенной в серии «Творцы вечной красоты» в 1917 году издательством «Огни», инициалы имени и фамилия художника-оформителя обложки напечатаны на второй её странице, что довольно необычно.
  • Берковиси Конрад. Ветры поющие. – Ленинград : Прибой, 1927
    Примечательны слова самого Д.И. Митрохина: «В 1900-х годах оформление изданий стало ремесленным. Обложки, рисунки, шрифт – мелко, сухо и тощо – невыразительно. Ново, сильно и артистично было то, что печаталось подписанное именами: Лансере, Билибин, Бакст… И мои художественные устремления вели к ним. К тем же любимым и интересным для нас мастерам».
  • Книжные знаки русских художников / под ред. Д.И. Митрохина, П.И. Нерадовского, А.К. Соколовского. ‒ Петербург [Петроград] : Петрополис, 1922
    Слова Я.А. Тугенхольда оказались пророческими. Д.И. Митрохинм явился не только достойным продолжателем лучших традиций русской книжной графики, но и внёс свой неоценимый вклад в её развитие и превратился в одного из крупнейших художников книги в нашей стране. Конечно, блестящий мастер Д.И. Митрохин не ограничивался только сферой книжного искусства. Он много и успешно работал с гравюрой, рисунком, акварелью. Но несмотря на то, что с годами круг интересов художника заметно расширился, своей горячей любви к книгам Дмитрий Исидорович Митрохин был верен всю жизнь.