Палата архиепископа Василия Калики

  • Василий Калика. Фрагмент Васильевских врат в Троицком соборе г. Александров Владимирской области
    Василий Калика – один из самых известных новгородских архиепископов времен новгородской независимости. До пострижения в монашество он носил имя Григорий, и служил священником в новгородской церкви святых Космы и Дамиана «на Холопьи улици» в Неревском конце. Свое прозвище – Калика (странник, паломник) – получил за паломничество в Святую землю, о котором упоминает в своем знаменитом «Послании о рае» (слово калика происходит от названия страннической обуви – калиг, сапог с низким голенищем). 21 год Василий Калика управлял новгородской епархией. Причислен к лику святых русской православной церковью.
  • Посвящение Василия Калики в архиепископы. Миниатюра. Лицевой летописный свод XVI в.
    В 1330 г. после ухода на покой архиепископа Моисея новгородцы по жребию избирают архиепископом Великого Новгорода и Пскова священника новгородской церкви святых Космы и Дамиана Григория. После избрания он в январе 1331 г. принимает постриг с именем в честь поминаемого в этот день Василия Великого. Василий Калика был посвящен в сан архиепископа во Владимире-Волынском киевским митрополитом Феогностом. Во время пребывания во Владимире-Волынском Василий Калика не допустил образования Псковской епархии во главе с неким Арсением, чего совместно добивались союзные в то время Псков и Великое княжество Литовское.
  • Портрет Магнуса Эрикссона из сборника шведских законов. 1350-е гг.
    Как представитель Великого Новгорода архиепископ Василий Калика вел активную дипломатическую деятельность. Заключил мирный договор с Москвой. Он также отстаивал независимость православной церкви в дебатах с посланниками норвежского и шведского короля Магнуса Эриксона (1347 г.), который сначала предложил Новгороду объединение церквей, а затем начал захватывать новгородские земли под лозунгом «крестового похода против язычников». После поражения под Ореховцем в 1351 г. шведы были вынуждены заключить мир с Новгородом, а вскоре и Магнус Эриксон был свергнут с престола и заключен в тюрьму.
  • Василий Калика обучает Тверского княжича. Миниатюра. Лицевой летописный свод XVI в.
    Особые отношения сложились у архиепископа Василия Калики с Тверью. Еще в 1333 г. Василий крестил в Пскове новорожденного тверского княжича Михаила, сына скрывавшегося от ордынцев после антитатарского восстания 1327 года князя Александра Михайловича. Спустя восемь лет уже в Новгороде Василий Калика обучает своего крестника азбуке и наставляет его в книжном учении. На миниатюре Лицевого свода изображен именно этот момент.
  • ц. Спаса на Ковалеве. 1345 г.
    Василий Калика вел активное церковное строительство. В 1335 году было начато возведение каменного острога «от Ильи к Павлу» на Торговой стороне. В том же году владыка заложил церковь Покрова Богородицы в Зверином монастыре, в 1336 году – церковь Входа в Иерусалим. В 1342 году Василием была заложена разрушенная московским князем Семеном Гордым церковь Благовещения на Городище. Также при владыке были построены Воскресенская церковь в Деревяницком монастыре (1335), Пятницкая и святых Космы и Дамиана на Космодемьянской улице (1345), Спасская церковь в монастыре на Ковалёве (1345).
  • Васильевские врата. 1336 г. Троицкий собор, г. Александров, Владимирская область
    В 1336 г. Василий «устроил двери медяны золочены» (Васильевские врата) в Софийском соборе. Васильевские врата были главными соборными вратами Святой Софии, на что указывает вкладная надпись и храмовый образ в одном из регистров врат. На Васильевских вратах находится единственное прижизненное изображение Василия Калики. Врата выполнены новгородскими мастерами в технике «огневого золочения» по меди. В 1570 г. врата были вывезены царем Иоанном Грозным в Александровскую слободу и помещены в церкви Покрова Богородицы, в XVII в. освященной во имя Святой Троицы.
  • Икона из праздничного ряда Успенского (Большого) иконостаса Софийского собора
    В 1338-1339 гг. Архиепископ Василий пригласил греческого художника Исайю Гречина в Новгород для росписи церкви Входа в Иерусалим в кремле. Вероятно, у Исайи прошли выучку мастера, которые в 1341 г. работали над созданием праздничного чина для иконостаса Софийского собора. На трех горизонтальных иконных досках представлено двенадцать сюжетов земной жизни Христа и событий после его Воскресения. В иконах отразилось влияние палеологовского стиля византийской живописи.
  • Каменная палата. Фрагмент миниатюры. Лицевой летописный свод XVI в.
    В 1331 г. владыка заложил каменные стены новгородского кремля. В 1333 г. по указанию архиепископа собор Святой Софии был покрыт свинцовой кровлей, на центральной главе был поставлен «великыи» крест. После пожара 1340 года, когда «погоре дворъ владыченъ», в 1341 г. был возведен «терем великий», а в 1350 г. – каменная палата на владычном дворе. В 1989 г. остатки палаты были найдены во время земляных работ. В 2008 г. на месте находки был заложен раскоп. В зону раскопок попало место бывшего погребения Гавриила Романовича Державина. В 1993 г. его прах перенесли в Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский монастырь.
  • Археологические раскопки палаты архиепископа Василия Калики XIV века в Новгородском кремле. 2008 г.
    В ходе археологических исследований в июне 2008 года неподалеку от Владычной палаты был обнаружен подвальный этаж одностолпного каменного здания. Археологи по стратиграфическим данным и особенностям каменной кладки датировали постройку серединой XIV века и соотнесли ее с каменной палатой Василия Калики, построенной в 1350 году.
  • Изразцы из раскопок каменной постройки к. XII – н. XIII веков на Владычном дворе
    В 2018-2021 годах археологические исследования были продолжены. Раскопки проводились с северной стороны от палаты Василия Калики. Археологами была обнаружена каменная постройка конца XII – начала XIII вв., самое раннее из известных гражданских зданий средневекового Новгорода. Среди наиболее интересных находок, найденных археологами — звенья средневекового паникадила (осветительного прибора), перстень с изображением льва, средневековые монеты, а также более 1300 фрагментов печных изразцов XVII–XVIII веков.
  • Палата Василия Калики (1350 г.) на Владычном дворе. Аксонометрия подвального этажа
    От палаты Василия Калики 1350 года сохранился подвальный этаж небольшого четырехкамерного сооружения. В процессе раскопок были обнаружены стены постройки, сохранившиеся на высоту более 250 см. В центре палаты находился столб, а также арки, соединяющие столб с внешними стенами. Подобную структуру имеет восточная часть Владычной палаты 1433 года, архитектурным образцом для которой послужила палата Василия Калики. Структура верхней части обнаруженной постройки не ясна. Наличие сводов и штукатурной отделки подвальных помещений свидетельствует в пользу достаточно высокого статуса всей постройки.
  • Фрагменты фресок, найденных при раскопках палаты Василия Калики на Владычном дворе
    Палата Василия Калики была богато украшена, в ходе археологических исследований было найдено более 300 фрагментов фресок. Фресковые росписи могли покрывать своды, архитектурные членения стен, а также откосы оконных проемов, ниши при входах или на фасадах здания. Помимо орнаментальных росписей, в декорировании палаты, вероятно, использовались и фигурные изображения, наподобие более поздних росписей Владычной палаты над входом в «келью Иоанна».
  • Послание о рае. Миниатюра. Лицевой летописный свод XVI в.
    Перу Василия Калики принадлежит «Послание к владыце тферьскому Феодору о рае», которое читается под 1347 г. в «Софийской первой», «Новгородской третьей», «Воскресенской» летописях. Есть предположение, что Василий – автор недошедшего до нас «Хождения», к которому восходят Сказания о Царьграде и Беседы о святынях Царьграда. В Грамоте новгородского архиепископа Геннадия упоминается пасхальная таблица, послужившая источником для составления новой пасхалии. Таблица находилась "въ владычнѣ въ Васильевѣ книгѣ", то есть в рукописи, написанной во времена новгородского архиепископа Василия Калики.
  • Белый клобук, элемент облачения новгородских архиепископов. XIV в.
    Василий Калика еще при жизни снискал большой авторитет у современников. В 1335 голу году Василию Калике константинопольским патриархом был пожалован белый клобук, а в 1346 году митрополитом кресчатые ризы. Об этом сообщается в летописи и легендарной «Повести о белом клобуке». Все это выделяло новгородского архиепископа среди русских иерархов.
  • Повесть о белом клобуке. Сборник литературно-поучительный. Вторая половина XVII в.
    В Повести о белом клобуке рассказывается, что апостолы Пётр и Павел явились императору Константину и показали ему форму, по которой должен быть сшит белый клобук папе в знак его церковного главенства. Константин велел сшить клобук, и возложил его на голову папе Сильвестру. Со временем белый клобук переместился в Константинополь. Но тогда константинопольскому патриарху явился «юноша светлый» и велел отправить клобук в Великий Новгород, «и да будет там носим на главе Василия архиепископа»; с тех пор «утвердися белый клобук на главах святых архиепископ Великого Новгорода».
  • Актовая печать. Надпись на лицевой стороне: «Василии архиепискупъ Новгородскии». 1331-1352 гг.
    Василий Калика был не только автором посланий и активным строителем, но и успешным церковным администратором. Об этом в частности говорят его взаимоотношения с Псковом в сфере церковной политики. Еще в начале своей карьеры Василий не допустил образования Псковской епархии, а уже в 1333 году после окончания переговоров с Иваном Калитой поехал в Псков, где был принят «с великою честью». До этого визита Новгородские епископы не были в городе 7 лет. В 1337 г. во время посещения Пскова произошёл конфликт: псковичи не дали совершить архиепископу суд, после чего он «проклял» жителей и покинул город.
  • Актовая печать Василия Калики. Изображение Богоматери «Знамение» в полный рост. 1331-1352 гг.
    В 1352 г. Василий руководил строительством новых крепостных башен в Ореховце. По возвращении в Новгород он принял псковских послов, которые просили архиерея приехать в охваченный эпидемией чумы Псков для благословения горожан. Святитель отправился в бедствующий город «хотя благословити детеи своих пскович и попов». В Пскове он дважды служил в Троицком соборе, в Михайловской и Иоанно-Богословской церквах, совершал крестные ходы с мощами святых вокруг города. Уезжая, архиерей благословил псковичей. На обратном пути он заболел и скончался. 5 июля 1352 г. Василий Калика был погребен в Софийском соборе.
  • Кресчатые ризы (фелонь) из захоронения архиепископа Василия Калики (?). Сер. XIV в. - первая половина XV в.
    В 1945-1946 гг. в Мартирьевской паперти Софийского собора были проведены археологические раскопки. В ходе исследования «погребения № 5», датированного археологами XIV в., в каменном саркофаге ладьевидной формы был обнаружен костяк мужчины с хорошо сохранившимися облачениями: кресчатыми ризами, белым омофором и клобуком. Все это указывало на архиепископский ранг погребенного. По предположениям некоторых исследователей, ряд особенностей (в частности кресчатые ризы) указывали, что это было захоронение Василия Калики. Другие исследователи связывали погребение с именем архиепископа Моисея.
  • М.М. Герасимов. Скульптурный портрет архиепископа из погребения №5 Мартирьевской паперти. Сер. XX в.
    На основе изучения останков из «погребения № 5» Мартирьевской паперти, известный скульптор и антрополог М.М. Герасимов осуществил реконструкцию по черепу лица архиепископа из этого захоронения, которую назвал скульптурным портретом Василия Калики. Бюст хранится в фондах Новгородского музея-заповедника.