Старорусские пейзажи В.В. Ушакова

Василий Васильевич Ушаков (1905-1996) родился в Старой Руссе, член Союза советских архитекторов СССР, Союза советских художников, преподаватель ленинградских учебных заведений, Почётный гражданин города Старая Русса, один из инициаторов открытия художественной галереи города. С раннего возраста увлекался рисованием, в школе посещал художественный кружок, занимался в студии при Народном доме у Василия Семеновича Сварога, который сыграл решающую роль в творческой биографии художника. В 1925 году Василий Ушаков поступил в Академию художеств в г. Ленинграде, в течение года учился рисунку и живописи, в дальнейшем - на архитектурном факультете. Работал архитектором в Ленинграде, преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной и в Ленинградском инженерно-строительном институте, продолжал заниматься творчеством, совершенствуя свое мастерство, устраивал персональные выставки, встречался с художниками и зрителями. Пейзажи – одна из тем, наиболее ярко представленных в творчестве В.В. Ушакова. За долгий творческий путь им были созданы несколько серий акварелей и рисунков: Старая Ладога, Прибалтика, Кавказ, Братск, Череповец, Старая Русса, Сортавала и Ленинград. Старая Русса с ее неповторимой природой, выразительной архитектурой, простотой деревянной застройки всегда привлекала художника, на всю жизнь сохранившего любовь к родному городу. Выполненные в разных техниках старорусские пейзажи – это удивительное, эмоционально привлекательное сочетание древности церквей, городских достопримечательностей, красоты и разнообразия природы.

  • Ушаков В.В. Старая Русса. У моста. 1979 г. Бумага, акварель черная, белила
    В живописном месте, на слиянии старорусских рек находится собор Воскресения Христова, построенный в конце XVII века.
  • Ушаков В.В. Воскресенский собор. 1979 г. Бумага, акварель черная
    Одна из главных вертикальных доминант города – четырехъярусная колокольня Воскресенского собора расположена на берегу реки, несколько южнее самого храма.
  • Ушаков В.В. Воскресенский собор зимой. 1980-е гг. Бумага, пастель
    Один из главных символов города красив в любое время года.
  • Ушаков В.В. Воскресенский собор вечером. 1990 г. Бумага, пастель
    Надолго остаются в памяти храмы Старой Руссы на фоне закатного неба, отражающегося разноцветными бликами на водной поверхности реки.
  • Ушаков В.В. Весенний разлив Малашки. 1977 г. Бумага, акварель
    Теплом и свежестью, легкостью и любовью наполнен весенний пейзаж.
  • Ушаков В.В. Церковь Николы. 1980 г. Бумага, пастель
    Вдали от многоэтажных зданий, неподалеку от старицы реки Порусья и соленых озер курортного парка располагается Никольская церковь.
  • Ушаков В.В. У Малашки. Старая Русса. 1970 г. Бумага, акварель, пастель
    В лучах солнечного света В.В. Ушаков удачно передает гармонию природы и древней архитектуры Никольского храма.
  • Ушаков В.В. Старая Русса. Никольская церковь. 1977 г. Бумага, акварель
  • Ушаков В.В. Краеведческий музей. 1975 г. Бумага, акварель
    В Старой Руссе неизменный интерес вызывают храмы бывшего мужского Спасо-Преображенского монастыря, в которых с 1974 года размещаются экспозиции Краеведческого музея и Картинной галереи города.
  • Ушаков В.В. Старая Русса. Троицкая церковь. 1978 г. Бумага, акварель черная
    Старинные церкви и исторические здания вызывали профессиональный интерес у архитектора и художника В.В. Ушакова. В монохромном исполнении наиболее точно передает он архитектурные особенности Троицкого храма.
  • Ушаков В.В. Дом купца Голикова. 1980 г. Бумага, пастель
    Один из памятников гражданской архитектуры – дом купцов Голиковых, построенный в начале XX века, выделяется композиционными особенностями и удачным расположением в живописном месте, на тихой набережной Перерытицы, в зелени деревьев, среди одноэтажных домов частного сектора.
  • Ушаков В.В. Дом Грушеньки. 1975 г. Бумага, акварель, пастель
    Историческое здание на набережной Перерытицы тесно связано с произведением Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Федор Михайлович был знаком с Грушенькой (Агриппиной Ивановной Меньшовой), проживавшей в этом доме во второй половине XIX века. Это позволило писателю создать образ одной из героинь романа – Грушеньки Светловой.
  • Ушаков В.В. Дом Грушеньки. 1984 г. Бумага, пастель
  • Ушаков В.В. Дом Грушеньки на набережной Перерытицы. 1980-е гг. Бумага, пастель
  • Ушаков В.В. Перерытица. 1977 г. Бумага, акварель
    Название – Перерытица свидетельствует о том, что это русло искусственного происхождения. Соединяя Полисть с Порусьей, рукотворная речка придает определенный шарм южной части города и несет свои воды к центру Старой Руссы.
  • Ушаков В.В. Малашка у мостика. 1978 г. Бумага, смешанная техника
    Тихие уютные уголки, запечатленные художником, передают атмосферу маленького города.
  • Ушаков В.В. Малашка. Старая Русса. 1970 г. Бумага, акварель
    Малашка – такое название получило старое русло реки Порусья. Спокойный уголок природы близ курортного парка. В летнее время на протяжении своего извилистого короткого пути Малашка утопает в зелени.
  • Ушаков В.В. Река Перерытица. Набережная реки. 1980-е гг. Бумага, смешанная техника
  • Ушаков В.В. Старая Русса. Улочка. 1970 г. Бумага, карандаш цветной
  • Ушаков В.В. Старая Русса. Старые ивы на набережной Достоевского. 1972 г. Бумага, акварель
  • Ушаков В.В. Старая Русса. Старая ива на набережной Достоевского. 1980 г. Бумага, пастель
    Набережная Достоевского – современное название набережной Перерытицы. Спокойное течение, тихий берег реки, кроны развесистых деревьев... Высокие, иногда причудливой формы, ивы добавляют привлекательности этой части города, подходящей для неспешных прогулок.
  • Ушаков В.В. Набережная реки Перерытицы. 1978 г. Бумага, смешанная техника