Службе реставрации музейных предметов Новгородского музея-заповедника исполнилось 100 лет
8 декабря 2025 года реставрационной службе Новгородского музея-заповедника исполнилось 100 лет. Точная дата начала реставрационной деятельности связана с тем, что именно в этот день появилась ставка реставратора, им стал Никита Егорович Давыдов (1884-1941).
Н.Е. Давыдов работал в реставрационном отделе Русского музея, откуда и был направлен в длительную командировку в Новгород, где проработал до 1935 года. Давыдов занимался реставрацией темперной и масляной живописи и был мастером высочайшего уровня. Им было отреставрировано около 40 икон из собрания Новгородского музея, в числе которых такие шедевры, как «Никола Липный» 1294 года, «Рождество Иоанна Предтечи», волотовские «Успение Богоматери» и «Преображение». Николай Григорьевич Порфиридов, директор Новгородского государственного музея с 1928 по 1933 год, писал о нем: «Это был во многих отношениях «зело премудрый философ», человек с золотыми руками».
В апреле 1933 года в залах Никитского корпуса была открыта выставка работ реставрационной мастерской, по сути, персональная выставка реставрационных работ Н.Г. Давыдова, так как на протяжении десяти лет он оставался единственным специалистом в этой области в Новгородском музее.
В довоенный период реставрацией икон занимались также Борис Константинович Мантейфель и его жена Антонина Михайловна Мантейфель. Супруги Мантейфель принимали активное участие в эвакуации музейных предметов в Кировскую область летом 1941 года. После освобождения Новгорода они вернулись в разоренный город и возобновили свою работу в музее, не смотря на все бытовые трудности послевоенного времени.
В 1956 году в связи с изменением статуса музея – Новгородский областной краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный музей, встал вопрос о создании реставрационного отдела. В 1958 году заведующим отделом стал Василий Макарович Чехонадский, приехавший в Новгород после двухгодичных реставрационных курсов в Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской (ныне Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря в Москве). Он специализировался на реставрации темперной живописи.
С 1990 по 2007 год отделом реставрации заведовала Инаида Павловна Лешичева. Все значимые музейные предметы из металлов для экспозиций и выставок с начала 1970–х по 2007 год прошли через ее руки.
В начале 1980-х годов в отдел пришли специалисты со специальным реставрационным образованием Галина Георгиевна Филиппова, Татьяна Николаевна Бодина и Юрий Юрьевич Александров. К этому времени в отделе кроме реставрации живописи и металла Елена Константиновна Пагольская занималась реставрацией тканей, Надежда Николаевна Ботвинник – реставрацией бумаги. В 1994 году начала работу мастерская по реставрации мокрой археологической древесины, ее возглавила Эмма Константиновна Кубло. С 1998 года в отделе появилась мастерская реставрации монументальной живописи, где осуществлялись работы руководителем реставрации росписи ц. Спаса Преображения на Нередице, художником-реставратором МНРУ Татьяной Анатольевной Ромашкевич, с 1999 года при участии художника-реставратора Татьяны Константиновны Федоренко. В 2015 году мастерская стала частью образованного на базе двух подразделений Центра реставрации монументальной живописи под руководством Тамары Ивановны Анисимовой.
С годами отдел реставрации музейных предметов расширялся, на сегодняшний день в него входит девять мастерских, биологический и климатический секторы и насчитывается более двух десятков сотрудников. Это и опытные реставраторы старшего поколения, и совсем юные, которым старшие специалисты передают свой опыт. Помимо перечисленных направлений, сейчас выполняется реставрация керамики, стекла, фарфора, камня, книжных переплетов, мебели и комбинированных материалов. Большинство мастерских оборудовано новейшим специальным оборудованием и материалами.









