Выставка книжных обложек начала XX века из собрания Новгородского музея-заповедника откроется в Петербурге
С 5 апреля во Всероссийском музее А.С. Пушкина в Санкт-Петербурге (в Музее-усадьбе Г.Р. Державина) начнет работать выставка «Книжная обложка 1910-1920-х годов. Из собрания Новгородского музея-заповедника». Выставка позволит увидеть интересный и редко экспонируемый коллекционный материал — книжную обложку. Представлено более 60 работ, в числе которых произведения Льва Бакста, Ивана Билибина, Мстислава Добужинского, Владимира Конашевича, Бориса Кустодиева, Дмитрия Митрохина, Георгия Нарбута, Анны Остроумовой-Лебедевой, Владислава Ходасевича и других известных художников.
В фондах Новгородского музея-заповедника постепенно сложилась значительная коллекция, позволяющая не только познакомиться с творчеством художников книги, но и почувствовать атмосферу 1910–1920-х годов. Первые поступления относятся к 1973 году: дочь художницы Софии Печеневой-Василевской среди других графических работ передала музею 13 обложек. В 1980-е годы в фонды Старорусского филиала поступили эскизы и полиграфические оттиски журнальных и книжных обложек Василия Сварога. Разнообразием и полнотой современной коллекции музей обязан Александру Одинокову, трижды приобретавшему тематические подборки обложек, а также Наталье Красноречьевой, которая передала в музей 147 оттисков, принадлежавших реставратору Анне Дмитриевне Стен.
В России главную роль в процессе формирования культуры книги сыграли художники объединения «Мир искусства». В послереволюционные годы книжная обложка оставалась востребованным видом графического искусства. С 1922 года советские издательства привлекают к работе крупнейших художников-графиков. Изысканная орнаментальность обложек мастеров «Мира искусства» соседствовала с футуристическими решениями и экспрессионистской стилистикой. Крупнейшими издательскими центрами в 1920-е годы оставались Петроград-Ленинград и Москва. В этих городах развернули свою деятельность издательства «Academia», «Алконост», «Атеней», «Время», «Госиздат», «Земля и фабрики», «Петроград», «Колос», «Начатки знаний», «Прибой», «Сеятель», «Федерация» и другие.
Возможностью коллекционирования обложек ценители этого искусства обязаны известному теоретику и знатоку книги Эрику Федоровичу Голлербаху (1895–1942). Работая в Госиздате, он предложил увеличить тираж обложки, мотивируя это тем, что собранная коллекция не только станет своеобразным отчетом о деятельности издательства, но и позволит ориентироваться в работах художников. Типография «Печатный двор» стала выпускать примерно по 25 экземпляров обложек сверх тиража. Оттиски из этого фонда выдавали авторам, доступ к нему получили искусствоведы и музейные работники. Вышедшие в самостоятельную жизнь обложки приобретались коллекционерами.
Выставка будет открыта по 17 июня.