Деревенские праздники новгородских крестьян

Деревенские праздники новгородских крестьян

в избе Екимовой М.Д. из д. Рышево Новгородского р-на.

 

Изба Екимовой Марии Дмитриевны, 1882 г., в то время д. Рышево входила в состав Бронницкой волости Новгородского уезда.

 

Изба Екимовой М.Д. была первой жилой постройкой в Центральном Притрактово-Мстинском секторе, приобретена музеем в 1969 г.

Основные характерные признаки избы:

  1. тип – «брусом», при котором все помещения расположены цепочкой по продольной оси по схеме: изба, сени, конюшня, хлева, - и всё под общей двухскатной крышей;
  2. высокий подклет;
  3. сенник (сарай) над двором;
  4. «передок» двора с «парадными» воротами;
  5. прикролек;
  6. балкон во всё основание чела (фронтона);
  7. изба – белая или топилась «по-белому», труба непосредственно связана с печью.

Подготовка к праздникам

  • Интерьер избы, подготовленной к празднику
    Праздничная культура является результатом многовекового опыта народа. Она включает в себя календарные праздники, а также местные, храмовые и заветные. В Православном календаре в году насчитывалось около 175 праздничных дней. Большинство двунадесятых праздников имеют фиксированную дату. К празднику изба преображалась: всё начисто отмывали, на пол стелили новые половики.
  • Половик, середина ХХ в., Крестецкий р-н
    Половик с традиционным тканым узором для Притрактово-Мстинского сектора: с основой из нитей белого и черного цветов. Уток: ветошь бордового, коричневого, белого, синего, красного, розового цветов. Нити основы с одного края завязаны в кисти; другой край подогнут и подшит тюлем белого цвета.
  • Картинки на стене (общий план)
    Крестьяне любили вешать на стены картинки с разнообразными сюжетами из народной жизни. Ближе к божнице висит лист, вырванный из журнала «Нива» 1881 г. с портретом «Его Императорское Величество Государь Император Александр III». В годы его правления (1881-1894) и была срублена изба Екимовой М.Д.
  • Литография «Тройка», 1875 г., СПб
    На литографии тройка мчится по тракту мимо деревенских изб. Тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника (центральная лошадь). На тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени.
  • Литография «Сельский праздник», 1878 г., А. Иконникова, СПб
    На литографии изображено деревенское гуляние. Гуляния были важной составной частью любого праздника. Молодежь собиралась компаниями, гуляя по деревне, плясали под гармошку и балалайку, пели песни. Семейные крестьяне уже не принимали активного участия, а чаще всего выступали в роли наблюдателей-«глядельщиков» за молодежным весельем.
  • Литография. Песня «Ай во поле! Ай во поле!...», 1865 г., Москва
    Литография с песней «Ай во поле! Ай во поле! Ай во поле липинка!», 1865 г., Москва
  • Иконы в киоте, украшенные вышитым полотенцем
    К праздникам божницу украшали длинным полотенцем, вышитым гарусом (разновидность мягких нитей, предназначавшихся для вышивания).
  • Полотенце, первая треть ХХ в., Батецкий р-н
    Полотенце из холста домашнего производства с вышивкой крестом красными нитками в виде геометрического орнамента на концах, к ним пришиты кружева ручной вязки. На одном из концов красными нитками вышиты крестом буквы «П.Н.». Холст выткан в виде полосок, ромбиков и ёлочек.
  • Киот, XIX в., Окуловский р-н
    Киот прямоугольной формы из неокрашенного дерева, с открывающейся дверцей. Внутренняя часть состоит из двух разновеликих рам для икон. Киот украшен глухой резьбой из прямоугольников и ромбов, по верхнему краю – подзором с фестонами.
  • Икона. Спас Вседержитель, конец XIX в., Окуловский р-н
    На цельной доске поясное изображение Спаса Вседержителя, благословляющего правой рукой двуперстно; левая – на державе с четырехконечным крестом.
  • Икона в окладе. Богоматерь Смоленская, конец XIX - начало XX в.
    Почитаемая в народе икона Богородицы (Одигитрия). Празднование иконы осуществляется 28 июля по старому стилю, 10 августа по новому стилю.

Варка пива к праздникам

  • Утварь для варки пива (сенник)
    Варка пива – неотъемлемая часть деревенских праздников . Традиционно его готовили мужчины «сообща» и пили по праздничным и торжественным дням (свадьбы, престольные праздники, Рождество, Пасха). Процесс приготовления пива включал в себя 3 этапа: 1. Получение солода (подготовительный период). 2. Приготовление сусла (варка пива). 3. Приготовление приголовка (брожение пива).
  • Кадка для пива, 1930-е гг., Боровичский р-н
    Накануне праздника за 1-2 дня начинали варить сусло. Чаще всего пивоварню устраивали на 2-3 семьи у реки или пруда. Разжигали 2 костра: большой «пожог», «груды» для накаливания камней; поменьше для котла с водой. Рядом, на берёзовых поленьях устанавливали кадку-дошник из еловых клепок (досчан, дощан, стыровик), в которой разводили солод и готовили сусло. Кадка цилиндрической формы, расширенная к нижнему краю. Состоит из остова, собранного из двадцати трех клепок и вставного днища, собранного из четырех дощечек. Кадка стянута деревянными обручами, насаженными на остов: по одному сверху, в центре и снизу.
  • Веха, 1950-е гг., Пестовский р-н
    Веха - "вяха", "вёха", "вехи" - в виде двух пучков из прутьев, обращенных верхушками друг к другу, изогнутых дугообразно с отверстием посередине и связанных между собой в восьми местах веревками из натурального волокна. На дне дошника имелось отверстие, которое во время варки затыкалось длинным штырём. На штырь крест-накрест вдевали сначала 2 берёзовые вехи, затем соломенную веху (пучок из соломы). Вехи вдевали на штырь и опускали на дно дошника и использовали как фильтр.
  • Котел, XIX-XX вв., рубеж, Любытинский р-н
    Котел с полусферическим туловом, отогнутым наружу прямым краем, с ручкой и клеймом на тулове, 50 л. Кадку-дошник доливали горячей водой из котла (не полный, чтобы камни сверху вместились).
  • Лейка, первая половина ХХ в., Пестовский р-н
    Лейка прямоугольной формы с расширенными стенками и двумя вырезанными прямоугольными рукоятями на торцевых сторонах, с трубчатым сливом в центре. Внутренняя поверхность со следами грубой обработки. Штырь приподнимали и, приоткрыв отверстие на дне дошника, сусло спускали в корыто – «русло», которое ставили под дошник, используя для этого деревянную лейку.
  • Ведро, 1976 г., Валдайский р-н
    Ведро с туловом цилиндрической формы, состоящим из 16 клепок, две из которых выступают над верхним краем, к ушкам прикреплена деревянными гвоздями неокоренная дугообразная ручка. Донце вставное круглое, состоящее из двух дощечек. Тулово скреплено 4 деревянными неокоренными обручами. Сусло переливали в вёдра и несли каждый к себе в дом. В ведре сусло остужали так, чтобы оно было тёплым. В горячем сусле дрожжи заварятся, и пиво будет плохое. Хмель добавляли сухой или ошпаренный кипятком, перемешивали и ставили в тёплое место. «После того, как приголовок забродит, его выливали в «ходовик» и следили за тем, чтобы пиво не переходило. Когда появится пена, пиво считалось готовым, хмель вынимали, процеживали. На 10 вёдер сусла – 200-300 г. дрожжей.

Праздничная пища

  • Праздничное застолье с угощениями
    В праздничные дни все хозяева, без исключения, готовятся принять и хорошо угостить не только родственников и друзей, но и незнакомых людей. Каждая хозяйка приготавливает, согласно времени года, разные угощения, чтоб досыта накормить всех гостей. После небольшой закуски гости пьют чай, а после чаю – обедают.
  • Стол обеденный, XIX в., Маловишерский р-н
    Стол обеденный с прямоугольным подстольем, на точеных ножках, соединенных проножками. Верх подстолья обшит досками, украшенными профилированными рамками, расписанными фигурками домашних животных, птиц, цветами. Спереди выдвижной ящик с точеной шишечкой-ручкой. Столешница прямоугольная плотно прикреплена к подстолью и далеко выходит за пределы боковых сторон стола. Подстолье украшено профилированной резьбой и раскрашено темно-зелеными и бордово-красными красками.
  • Скатерть, 1930-е гг., Мошенской р-н
    В праздники на столы стелили белые скатерти. Скатерть белая, сшита из трех полотнищ бельевым швом, подогнута с двух сторон, с четырех сторон украшена белыми кистями на двурядной решетке. Узор пятикиповного ткачества, "пряник", составлен из квадратов, ромбов, прямоугольников и многоугольников, входящих друг в друга, рельефно выступающих на фоне полотняного переплетения. Ткачество плотное из тонких пряденых нитей. Кисти из некрученых бумажных нитей на вязаной решетке.
  • Праздничное чаепитие
    Гостям, пришедшим на праздник, хозяева предлагали испить горячего чаю из самовара с колотым сахаром и «конфектами», купленными младшим сыном на свой первый заработок. Про конфетные обертки, на которых изображали различные картинки в деревнях была сочинена частушка: "Миленькой, кудрявенькой, Купи конфеты с баронькой, Ты не дорого давай, По патрету выбирай!»
  • Чайник, начало ХХ в.
    Чайник яйцевидной сужающейся книзу формы с высокой петлевидной ручкой, с изогнутым носиком, разделанным снизу рельефными ребрами, бусинами и зубчиками; крыша выпуклая с навершием - грибком. На плечиках - широкая, нисходящая на тулово полоса розового крытья, на фоне которого с двух сторон букеты из бело-голубых цветов на ветках с зелеными, подчеркнутыми золочением листьями и золотыми завитками и тонкими вишневыми веточками. На горле, крышке и носике - золоченые отводки. Чайник изготовлен на фабрике И.Е. Кузнецова в с. Бронницы Новгородской губернии. В 1878 году Иван Емельянович Кузнецов открывает в Новгородской губернии три фарфоровые фабрики: около станции Волхов, в селе Бронницы (основана в 1884 году П.К. Рейхелем, с 1892 года – владелец И.Е. Кузнецов), около села Грузино (основана в 1898 году И.Е. Кузнецовым).
  • Чашка с блюдцем, конец XIX в.
    Чашка цилиндрическая с четырьмя полукруглыми выемками. Тонкой четырехугольной ручкой. По верхнему краю - полоса тонкого нисходящего розового крытья, с одной стороны букет из желтых роз на коричневых стеблях с желто - коричневыми листьями, прорисованными золотом. Блюдце с клеймом - зеленая овальная медаль с женским профилем и надписью «PARIS 1890» В центре двуглавый орел с острыми крыльями, под ним на полукруглой ленте надпись «I.E.KOUSNETZOW/ WOLKHOV»
  • Кружка, 1878-1917 гг.
    Хозяин в этой семье занимается изготовлением бондарных изделий, а значит, мастерски владеет топором. Родственники на именины подарили ему кружку с ручкой в виде топорика. На тулове рельеф, имитирующий древесную кору с сучками. Живописный букет из бело-голубых цветов с желто-зелеными листьями и надпись золотом в две строки «Въ день ангела». Клеймо надглазурное с изображением восьмилучевой звезды с венком в центре. Под звездой надпись в 4 строки «И.Е. Кузнецов на Волхове».
  • Самовар, конец XIX в.
    «Самовар в русском быту непрерывно связан с чаепитием. В России чай впервые появился в конце XVII в. В то время его использовали как лечебное средство при простуде и заболеваниях желудка. В первой половине XVIII в. чай становится популярным напитком среди знати, дворян, богатых купцов. В XIX в. крестьяне приобретали самовары на ярмарках, в сельских лавках, городских магазинах. Стоимость была различна и зависела от размеров, наличия украшений, от известности фабрики. Самовары на вес продавали оптом и в розницу по 15 руб. за пуд. Один хороший самовар мог стоить от 3 до 10 руб.». Самовар жаровой никелированный, в форме вазы с широкими плоскими гранями, на квадратной подставке с четырьмя литыми ножками. Заглушка крана в виде ветки.
  • Кофемолка, начало ХХ в.
    «В богатых семьях вместо чаю утром нередко пьют кофе, который особенно бабы очень любят. Да и все предпочитают «кофей» чаю, почему этот напиток среди крестьян, даже и бедных, очень распространен, пьют его по чашек 5-7, а случается, что и больше». Кофемолка состоит из прямоугольного деревянного корпуса, металлической полусферической чашки, ручки для размола кофе и механизма для размола кофе. Чашка на верхней плоскости корпуса с отверстием, механизм для размола помещен внутрь корпуса и соединен с ручкой. Корпус с выдвижным ящичком. На чашке резная надпись «Русаковъ».

Музыкальные инструменты на деревенских праздниках

  • Гармонь - «петроградка»
    Гармонист всегда был желанным гостем на гуляниях и посиделках. Гармонист – первый парень на деревне. В теплое время года молодежь гуляла на улице; в холодное время – собирались вечерами в избе. Гармонь пользовалась спросом в рабочих и крестьянских семьях. На рубеже ХIХ - ХХ веков самую примитивную гармонь можно было купить за три рубля. Тульские гармони по цене от 7 рублей 50 копеек до 15 рублей. Квалифицированный рабочий в Москве и Санкт-Петербурге зарабатывал от 30 до 50 рублей в месяц и мог позволить себе купить даже дорогую гармонь. Самовары, карманные часы, швейные машинки и гармони являлись показателем высокого достатка крестьянской семьи. На стуле - гармонь петербургская или Петроградка (общепринятое название для этой модели.) «русского строя». Изготавливали такие гармони в Петербургской, Новгородской и Вологодской губерниях.
  • Гармоника -«бологовка», начало ХХ в.
    На полавошнике - гармоника – бологовка, ХХ в., начало. Двадцать три кнопки сгруппированы в три ряда на правом грифе - дерево, металл, перламутр, пластмасса. Левый гриф - четыре клавиши, четыре кнопки - металл. С тыльной стороны левого грифа - отверстие для спуска-воздуха. Мех из двадцати борин с прорамкой, - картон, оклеенный цветной тканью и частично дерматином, углы металлические. Подобные гармоники «Бологовки» изготавливались в г. Бологое (Новгородской губернии) - фирма К.Я. Якк. Имели широкое распространение среди рабочих нач. XX в. «Бологовки» отличаются сильным пронзительным звучанием. В деревне о ней говорили: «На заре за 3 версты слышно»!

Гостевание

  • Сундук, конец XIX в.
    На праздники к незамужней дочери хозяина приезжали родственницы и подружки из дальних деревень и соседних губерний. Для гуляний и посиделок каждая везла с собой сундучок или узелок с нарядами. Сундук прямоугольный, с откидной выпуклой крышкой на двух металлических петлях, с металлическим кованым фигурно вырезанным язычком и петлей для замка. Декорирован росписью: на оранжевом фоне – цветочно-геометрический орнамент в синих, жёлтых, зелёных, белых и чёрных тонах. Стилизованные цветы, бутоны, ягоды обрамлены полосами, расписанными разноцветными овальными звеньями. На торцах по периметру – чёрные крупные квадраты.
  • Кровать
    На праздники приезжали гости со «всех волостей», часто оставались у гостеприимных хозяев на несколько дней. В теплое время года гостям можно было предложить переночевать на сеннике. Кровать состоит из двух прямоугольных деревянных спинок с волнообразными изголовьем и изножьем, декорированными девятью балясинами. Спинки крепятся к продольным толстым брусьям - грядкам.
  • Полог
    Над кроватью крестьяне вешали полог, который защищал от комаров и мошек. Полог сшит из клетчатины красно-сине-желтого цвета. Представляет собой прямоугольник из двух полотнищ размером 37 см каждое в ширину и 150 см в длину. С четырех сторон к нему пришиты двенадцать сшитых между собой по нити основы вертикальных полотнищ длиной 115 см шириной 37 см. По периметру верхнего прямоугольника в шов вшиты десять петель размером 8 см.

Транспортные средства

  • Одноколка выездная, 1920-е гг., Маловишерский р-н
    Колесные средства передвижения в крестьянском хозяйстве в ХVIII и XIX вв. являлись наиболее распространенными. Каждый хозяин, имевший лошадь, обязательно обзаводился телегой. Другие же колесные средства передвижения приобретались лишь после того, как в хозяйстве имелась телега. В центральном секторе, в связи с близостью тракта Санкт-Петербург – Москва, было широко распространено производство транспортных средств. Одноколка из Маловишерского района, состоит из дощатого кузова на металлических рессорах, двух деревянных колёс, окованных металлом, соединённых металлической осью, двух деревянных оглобель. Кузов с вертикальным передком, расширенным задком, двумя боковыми металлическими дугообразными крыльями - щитками, с дощатым сиденьем, зашитым досками в нижней части. Подлокотник кузова с углублением, спинка слегка дугообразная по верхнему краю. Подножки металлические фигурные. На передке два вертикальных прутка. Окрашена в черный цвет, исключая днище кузова и сиденье. Стенки кузова, крылья, рессоры орнаментированы красными полосами. На сиденье клали прямоугольную подушку, сшитую из ткани и плотно набитую соломой.
  • Сани выездные, первая треть ХХ в., Новгородский р-н
    В каретнике - сани выездные с оглоблями, поступили в музей от вдовы известного писателя, исторического романиста Дмитрия Михайловича Балашова (1927- 2000). Расписные сани чаще всего использовали во время масленичных гуляний молодежи. Для тепла в сани стелили покрывала, старые шубы.
  • Сани легковые с кузовом, 1920-1930-е гг. Маловишерский р-н
    Во время зимних праздников нарядно одетая семья могла поехать в церковь или в гости к родственникам в соседнюю деревню в лёгких санях. В весенне-летний период такие сани чаще всего поднимали на сенник. Сани легковые с кузовом, с деревянными гнутыми полозьями. Кузов со слегка сужающимся кверху передком, с боковыми стенками из металлических листов и деревянных изогнутых планок - накладок, дощатым дном, металлическими отводами, невысокой спинкой и подлокотниками из металлического прута, двумя сидениями. Переднее сиденье - облучок в виде доски с дугообразно вырезанными краями, заднее для пассажира в виде ящика. Передок с деревянным щитом, обитым с внешней стороны железом, с козырьком, круто изогнутым из листового железа. Задок с четырьмя секциями - лепестками, образованными деревянными планками - перегородками. Детали покрашены бордовой, черной, частично коричневой краской с рисунком - гребенкой, торцы брусков - белой, серой.

Авторы фотографий: Толстоусова Т.Н., Гузеева М.