Евангелие Достоевского

Выставка представляет подборку изданий по теме «Евангелие в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского». Писатель был воспитан в религиозной семье: молитва, участие в церковных богослужениях, исповедь и Причастие, паломнические поездки по святым местам, участие в церковных праздниках являлись органической частью его детства. В годы учебы в Санкт-Петербурге наступает угасание религиозности, так что на каторге Федора Михайловича настигают муки неверия, и он понимает, что за веру надо бороться. Большим подспорьем в этом стало Евангелие, подаренное писателю в Сибири женами декабристов - Н.Д. Фонвизиной и П.Е. Анненковой. Чтение вечной книги и опыт каторжной жизни приводят Достоевского к новому видению себя и человека в целом, и это видение можно назвать видением внутреннего мира, судьбы человека сквозь Евангелие. Жизненный опыт в послекаторжные годы выразиться в творчестве, и более всего в пяти романах - «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», - насыщенных евангельскими сюжетами, реминисценциями, образами. Изучение «евангельского текста Достоевского» началось в конце XIX столетия и продолжается до сих пор. На эту тему написано большое количество философских, богословских, научных монографий и статей. На выставке представлены издания из собрания музея «Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе». В центре экспозиции - факсимильное издание Евангелия Достоевского, подаренного женами декабристов. К нему примыкает издание «Сто четыре священные истории из Ветхого и Нового завета» - это книга, по которой писатель учился читать и любовь, и благодарную память к которой пронес через всю жизнь. Другие издания отражают философско-богословскую и научную рецепцию евангельского текста Достоевского. Это, прежде всего, «Достоевский как проповедник христианского возрождения и вселенского православия», включающая в себя работы русского философа Вл. С. Соловьева, вместе с которым Достоевский ездил в Оптину Пустынь, и митрополита Антония Храповицкого, младшего современника писателя. Сборник «Достоевский и Православие» представляет исследования творчество Достоевского с православной точки зрения. Книга о. Димитрия Григорьева «Достоевский и Церковь» отражает исследование религиозных убеждения Достоевского на современном этапе. Монографические исследования и статьи евангельского текста Достоевского представлены именами В.Н. Захарова, Н.Ф. Будановой, К.А. Степаняна, И.А. Есаулова.

  • Книга. Евангелие Достоевского. В 2 т. Т. 1. Личный экземпляр Нового Завета 1823 года издания, подаренный Ф.М. Достоевскому в Тобольске в январе 1850 года. ‒ Москва: Русский Мiр, 2010. 2010 г.
  • Книга. Сто четыре священные истории из Ветхого и Нового завета в пользу юношества, выбранные Иоанном Гибнером [Гюбнером]. Ч. 1-2. ‒ Москва: Издание А.В. Глазунова, 1838. 1838 г.
    А.Ф. Достоевский о книге: «Первою книгою для чтения была у всех нас одна. Это Священная История Ветхого и Нового Завета на русском языке собственно Сто Четыре Священных Истории Ветхого и Нового Завета. – При ней было несколько довольно плохих литографий с изображением: Сотворения Мира, Пребывания Адама и Евы в раю, Потопа, и прочих Главных Священных фактов.
  • Соловьев Е.А. Книга. Ф.М. Достоевский как проповедник христианского возрождения и вселенского православия. ‒ Москва: Издание религиозно-философской библиотеки, 1908. 1908 г.
    Издание включает в себя работы русского философа Вл. С. Соловьева «Достоевский, как проповедник вселенского православия» и архиепископа Антония (Храповицкого) «Достоевский, как проповедник христианского возрождения».
  • Книга. Ф.М. Достоевский и православие / сост. А.Н. Стрижев. ‒ Москва: Отчий дом, 1997. ‒ (Православная церковь и русская литература). 1997 г.
  • Григорьев Д. Книга. Достоевский и Церковь: У истоков религиозных убеждений писателя. ‒ Москва: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2002. 2002 г.
    Основная цель исследования религиозных убеждений Достоевского - показать, что в произведениях писателя отражено подлинное Православие, что подтверждает большинство православных богоcловов, мыслителей, исследователей его творчества.
  • Книга. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: сборник научных трудов. Вып. 2 / Министерство образования РФ, ПетрГУ. ‒ Петрозаводск: ПетрГУ, 1998. 1998 г.
    Предметом статей является тот неоспоримый факт, что письменность, книжность и литература появились одновременно с Крещением Руси и образовали историко-культурный код русской словесности.
  • Степанян К.А. Книга. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. ‒ Санкт-Петербург: Крига, 2009. 2009 г.
    Изложена целостная концепция понимания сути «реализма в высшем смысле» (как характеризовал свой творческий метод сам Достоевский): от предшественников в русской классической литературе, через становление и формирование метода в творчестве писателя — начиная с «Бедных людей» и до «Братьев Карамазовых», к анализу трансформаций подобного изображения и воссоздания мира в ХХ веке, в романах И. Шмелева, Б. Пастернака, А. Солженицына и У. Фолкнера.
  • Есаулов И.А. Книга. Русская классика: новое понимание / Министерство образования и науки РФ, Российский православный университет, Центр литературоведческих исследований. ‒ Санкт-Петербург: Алетейя, 2012. 2012 г.
    В книге представлено новое понимание русской классики, которое позволяет вскрыть ее духовную глубину, укореняющую эту классику в тысячелетней русской христианской традиции”. Русская классика глубоко укоренена в христианской культуре, однако понять и корректно описать границу между светским и духовным оказалось невозможно, используя старые филологические подходы.
  • Габдуллина В.И. Книга. «Блудные дети, двести лет не бывшие дома»: Евангельская притча в авторском дискурсе Ф.М. Достоевского / Федеральное агентство по образованию, БГПУ. ‒ Барнаул: БГПУ, 2008. 2008 г.
    Монография исследованию духовного содержания творческого наследия Ф.М. Достоевского с точки зрения форм воплощения авторского сознания. В центре внимания исследователя притчевая стратегия авторского дискурса Достоевского, организующая биографию и творчество писателя в единый текст.
  • Буданова Н.Ф. Книга. «И свет во тьме светит...»: к характеристике мировоззрения и творчества позднего Достоевского / Российская Академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский Дом). ‒ Санкт-Петербург: ИД Петрополис, 2012. 2012 г.
    В книге исследуются на основе привлечения широкого круга источников сложные и недостаточно изученные проблемы мировоззрения и творчества позднего Достоевского, в том числе весьма актуальная в настоящее время проблема «Достоевский и Православие».