Купить билет
Фарфор из собрания музея

На выставке представлены фарфоровые изделия из собрания Старорусского филиала Новгородского музея-заповедника с росписью мастера М.В. Андреевой, отразившей в декоративных тарелках известные работы Б.М. Кустодиева, в том числе связанные с пребыванием художника в городе Старая Русса. В июне – сентябре 1921 года художник посетил Старую Руссу, где создал ряд зарисовок, черновых работ, портретов, пейзажей, работал над известным альбомом автолитографий «Шестнадцать автолитографий Б.М. Кустодиева» (1921). В работах Кустодиева нашел отражение неповторимый провинциальный дух и колорит провинции, который смогла воплотить в своем творчестве мастер росписи по фарфору, член Союза Художников СССР М.В. Андреева. Марина Виссарионовна Андреева закончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. С 1980 года работала художником на Бронницком заводе «Возрождение». Вдохновителем для работы над представленной на выставке тематикой стал меценат Александр Николаевич Одиноков, собравший подробнейший материал с воспоминаниями Кустодиева о пребывании и лечении в Старой Руссе в 1921 году.

  • Тарелка декоративная. Портрет Бориса Михайловича Кустодиева. 2017 г.
    Серия расписных тарелок М.В. Андреевой по мотивам художественных произведений Б.М. Кустодиева начинается с работы «Портрет Б.М. Кустодиева» (1921), выполненной по литографии художника Г.С. Верейского. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) – русский и советский живописец, творческий путь которого связан с городом Старая Русса Новгородской области. В Старую Руссу Б.М. Кустодиев приехал на лечение. Но, помимо этого, работал над альбомом «Шестнадцать автолитографий Б.М. Кустодиева», написал ряд портретов и этюдов города, которые в дальнейшем стали основой многих работ.
  • Тарелка декоративная. Портрет Федора Ивановича Шаляпина. 2016 г.
    Копия с акварели Б.М. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921). Художник Б.М. Кустодиев и оперный певец Ф.И. Шаляпин высоко оценивали творчество друг друга. Картина «Портрет Ф.И. Шаляпина» - один из самых известных портретов, выполненных Б.М. Кустодиевым. Сначала художник сделал несколько этюдов и подготовительных рисунков, а затем приступил к созданию основного полотна.
  • Тарелка декоративная. Портрет девочки. 2016 г.
    Копия с акварели Б.М. Кустодиева из частного собрания (1921). Б.М. Кустодиев любил рисовать детей. «Портрет девочки» долгое время был неизвестен, находился в Париже, в коллекции Лидии Кассин. Эта девочка – сама Лидия в возрасте 11 лет. Акварель напоминала ей о России, откуда она уехала вместе с родителями после гражданской войны.
  • Тарелка декоративная. Портрет Ольги Ивановны Шимановской. 2016 г.
    Копия с акварели Б.М. Кустодиева «Портрет О.И. Шимановской» (1921). Шимановский Антон Борисович – художник и коллекционер и его жена – Ольга Ивановна были друзьями Бориса Михайловича Кустодиева.
  • Тарелка декоративная «Купальщица». 2016 г.
    Копия картины Б.М. Кустодиева «Купальщица» (1921). Б.М. Кустодиев – автор целой галереи женских образов. Большую популярность ему принесли его купчихи, пышущие здоровьем, и обнаженные русские красавицы. Набросок к литографии и к картине «Купальщица» был выполнен Б.М. Кустодиевым в Старой Руссе.
  • Тарелка декоративная «Осень» (Осеннее гулянье). 2016 г.
    Роспись выполнена М.В. Андреевой по живописной работе Б.М. Кустодиева «Осень» (Осеннее гулянье) (1922). Историк искусства В.В. Воинов писал: «Был у Б.М. Кустодиева и застал его работающим над новой картиной «Осень»; в основу композиции положен его прошлогодний этюд улицы в Старой Руссе».
  • Тарелка декоративная «Весна». 2016 г.
    Копия картины Б.М. Кустодиева «Весна» (1921). «Картина «Весна» была написана Кустодиевым в числе четырех картин, рассказывающих о временах года. Г.А. Кук вспоминал, как предложил Б.М. Кустодиеву рассказать о временах года в четырех картинах, и как был очарован, увидев одну из них: «На мольберте стояла сильно подвинутая картина «Весна». Вся правая ее сторона была закончена. От картины веяло весенней веселой шумихой. На крыше дома маляр размашисто красил кровельное железо; на фоне свежего весеннего неба он казался полным интереса к своему делу. Внизу, около самого дома, стоял шарманщик; от привычной тяжелой ноши он слегка сгорбился. Перед большой лужей трусили две девочки, а гимназист, храбро перешедший через лужу по зыбкой доске, приглашал их следовать его примеру. Высоко на тополе, едва начавшем одеваться в свежую зелень, сидела птица...»
  • Тарелка декоративная «Старая Русса». 2017 г.
    Роспись выполнена М.В. Андреевой по этюду Б.М. Кустодиева «Старая Русса» из частного собрания (1921). И.Б. Кустодиева вспоминала: «Весной 1921 года у мамы начались сильные боли в правой руке. Ей стало очень трудно ухаживать за папой, перетаскивать его с кресла в кровать, хоть и с нашей помощью. Друзьям удалось устроить маму и папу в санаторий в городе Старая Русса, где маму лечили грязями. Папа был в восторге от Старой Руссы, ее уютных, тенистых улиц, очаровательных домиков, заросшей зеленой тиной речки Малашки. <...>В Старой Руссе он много писал этюдов улиц, мостиков. Позже, в 1936 году, я попала в Руссу. Она была все такая же, как у папы; многие улицы я узнавала по его этюдам. Точно прошла с ним рядом и поняла, почему ему так понравился этот уютный городок. Он и впоследствии часто брал мотивы для своих картин из Руссы».
  • Тарелка декоративная «Старая Русса». 2017 г.
    Роспись выполнена М.В. Андреевой по этюду Б.М. Кустодиева «Старая Русса» (1921). Из воспоминаний Н.Л. Бубличенко: «… Дорога мне и другая наша картина Б.М. Кустодиева — этюд «Старая Русса» 1921 года. Очень уютный кустодиевский пейзаж, с вечерним небом в желтоватых тонах с переходом в фиолетовые, с пробивающимися сквозь сизые облака лучами солнца. Мотив, часто повторяющийся в картинах Бориса Михайловича...»