Книжные собрания монастырей Новгородской земли

Общее описание книжных собраний монастырей

  • С.Н. Орлов. План расположения монастырей в Новгороде и окрестностях. НИС. СПб, 2000.
    Монастыри на Руси являлись важнейшими центрами книжной культуры. В них создавались книгописные мастерские, писались литературные произведения, а также формировались библиотеки. К XVI веку на территории Новгородских земель насчитывалось порядка 60 монастырей. В книжном собрании Новгородского музея-заповедника хранится часть памятников, которые некогда имели бытование в монастырских библиотеках и ризницах.
  • Житие и служба Кириллу Белозерскому. Из Кирилло-Новоезерского монастыря. XVIII в. Миниатюра «Преподобный Кирилл Белозерский».
    Монастырские книжные собрания, представленные в коллекции Новгородского музея-заповедника, происходят из следующих монастырей: Антониева, Арсениева, Духова, Зверина, Иверского, Кожина, Лисицкого, Мало-Кириллова, Отенского, Кирилло-Новоезерского, Реконской Свято-Троицкой пустыни, Савво-Вишерского монастыря, Синозерской пустыни, Сокольницкого, Старорусского Преображенского, Сыркова, Тихвинского Большого Успенского монастыря, Череменецкого монастыря, Юрьева и других.
  • Евангелие апракос. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря, 1496 г. Заставка в балканском стиле.
    Рукопись создана в крупном центре новгородского книгописания – Лисицком монастыре. Это один из первых памятников, в котором дается расчет пасхалии на «седьмую тысящу» лет. В Древней Руси считалось, что в это время уже должен наступить конец света. В книге имеется выходная запись, созданная Офоней и Игнатием, благословением игумена монастыря Якима и «повелением господина Семена Мартыновича».
  • Евангелие тетр. Из Савво-Вишерского монастыря. Вторая половина XV в. Заставка в балканском стиле.
    Евангелие, как текст Священного Писания, существует в нескольких формах, которые различаются между собой областью применения. Наиболее древняя форма, перенятая из Византии на Русь, это Евангелие-апракос - применяется в литургиях: отрывки (зачала) выстроены в порядке их употребления на богослужениях. Другая форма – тетр, которое используется как при общественном богослужении в церкви, так и четья, домашняя книга: излагаются тексты четырех канонических Евангелий в порядке времени их создания: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна, и завершают Четвероевангелие таблицы с порядком чтений зачал.
  • Евангелие из Спасо-Нередицкого монастыря. Москва, Печатный двор, 1668 г.
    Евангелие 1668 года было напечатано по повелению царя Алексея Михайловича и по благословению патриарха Адриана. В книге присутствует заверительная надпись: «Сию книгу Евангелие напрестольное купил строитель иеромонах Рафаил Спаса Нередицкого монастыря на монастырския казенныя ден[ь]ги а дано три рубли десть алтын а куплена во сто семьдесят в шестом году в месяце в ноябри в 1 день да в то же Евангелие четверток рубля я строител Иеромонах Рафаил своих келейных денег».
  • Синодик-помянник из Кирилло-Белозерского монастыря, XVI-XVII вв.
    Синодики – рукописные, позднее печатные, книги для записи имен с целью церковного поминания во время богослужения. Синодик из Кирилло-Белозерского монастыря представляет собой пергаменный свиток, который прикреплен к деревянному валику, выточенному на токарном станке.
  • Синодик Кирилло-Новоезерского монастыря. 1640-1690-е гг. Миниатюра «Душа чистая».
    В рукописных синодиках XVII в. перечню поминаемых имен обычно предшествовало литературное предисловие, составленное из текстовых фрагментов, объединенных общим сюжетом, разъясняющим содержание и предназначение книги. Основной нравоучительный смысл – спасение души в преддверии смерти и Страшного Суда. Наиболее распространенной миниатюрой синодиков была «Душа чистая», иллюстрировавшая текст притчи «О душе праведной», где идеал христианской нравственности изображался в полном соответствии с текстом, в виде прекрасной юной царевны в богатой одежде и в окружении символов ее добродетели.

Книжное собрание Антониева монастыря

  • Фотография общего вида с юга на Антониев монастырь. Начало XX в.
    Антониев монастырь основан в 1106 году Антонием Римлянином на правом берегу Волхова к северу от вала Окольного города. При жизни Антония в 1117-1122 годах был возведен каменный собор Рождества Богородицы, сохранившийся до наших дней. В XII веке в Антониевом монастыре трудился первый на Руси математик и астроном Кирик – автор «Учения о числах», в котором рассказывается о единицах счета времени и особенностях юлианского календаря.
  • Краткое историческое известие о Новгородском Антония Римлянина монастыре. 1781 г.
    В библиотеке Антониева монастыря по описи 1617 года имелось 44 пергаменных рукописных книги и 173 книги печатных и написанных на бумаге. В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны здесь была организована Новгородская духовная семинария. В 1759 году возводится отдельное здание для библиотеки. Книжное собрание Духовной семинарии в конце XVIII века было одним из крупнейших в России.
  • Евангелие. Москва, Синодальная типография. 1698 г.
    Издание Евангелия 1698 года из книжного собрания Антониева монастыря включает в себя Толковое Евангелие, которое было составлено в XI веке Феофилактом Болгарским. Данная книга пользовалась большой популярностью в свое время, поэтому ее переиздание было важным событием русского книгопечатания XVII века. Представленный вниманию лист книги украшен заставкой и инициалом в барочном стиле.
  • Устав (Око церковное). Москва, Печатный двор. 1641 г.
    Большой устав вошел в употребление в Русской Церкви в XIV веке. До XVII века он распространялся в списках, а затем трижды издавался типографским способом: при патрирахе Гермогене в 1608 г., при патриархе Филарете в 1633 г., и при патриархе Иосифе в 1641 г. Издание 1641 года Ока церковного является основной книгой, которая в настоящее время определяет порядок совершения богослужения по старому чину. Представленный вниманию лист книги украшен заставкой в старопечатном стиле.
  • Цифровой объектСлужебник. Москва. 1651 г.
    Служебник - богослужебная книга, славянских православных традиций, предназначенная для священника и диакона. Служебник 1651 года является уникальным памятником древнерусского книгопечатания, так как он был последним отредактированным изданием до реформ Патриарха Никона. В книге присутствует вкладная запись, которая говорит о том, что она была вложена в Антониев монастырь в 1653 году вдовой священника Никиты из Кадашевской слободы в Москве в память о муже и своих родителях.

Книжное собрание Хутынского монастыря

  • Фотография общего вида на Варлаамо-Хутынский монастырь с берега реки Волхов. Начало XX века.
    Хутынский Спасо-Преображенский монастырь основан в конце XII века на правом берегу Волхова, в 12 километрах от Новгорода. С конца XIV века Хутынский монастырь становится значительным книжным центром – здесь была одна из богатейших монастырских библиотек Новгородчины в то время, также местные монахи считались лучшими переписчиками. По мнению некоторых исследователей, в середине XVII века патриарх Никон организовал в монастыре типографию. Первая и единственная книга «Диоптра жизни человеческой» была издана в 1651 году.
  • Евангелист Матфей. Миниатюра. Евангелие тетр. XVI в.
    Единственная миниатюра Евангелия изображает евангелиста Матфея в рост в три четверти. Перстосложение благословляющей руки из сегмента неба было переписано. Миниатюра исполнена тонким прозрачным слоем краски, фон – бумага. Судя по записям на листах книжного блока, книга в XVI веке бытовала в Хутынском монастыре, а затем с XIX века находилась в Свято-Троицкой Реконской пустыни.
  • Сборник «Скрижаль». Москва, Печатный двор. 1655-1656 гг.
    По предположению исследователей, сборник «Скрижаль» получил свое название от патриарха Никона. Издание представляет собой сборник полемических произведений греческой и древнерусской литературы, которые объясняли и утверждали нововведения патриарха Никона в церковную жизнь православной России. На изображении представлен фрагмент из книги с иллюстрацией именословного перстосложения - особое сложение перстов, которое употребляется только архиереем или священником для благословения. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа.
  • Напрестольное Евангелие. Москва (кодекс); Новгород (верхняя доска оклада). 1785 г.; первая половина XVII в.
    Евангелие было напечатано в Москве в 1785 г., при императрице Екатерине II. Книга переплетена в досках, обитых бархатом. Лицевая сторона покрыта серебряным, позолоченным окладом с рельефным чеканным растительным орнаментом из вьющихся стеблей с трилистниками на канфареном фоне. В среднике помещено чеканное «Распятие» с четырьмя предстоящими в рост. В наугольниках представлены изображения четырех евангелистов: Матфея, Иоанна, Луки, Марка.

Книжное собрание Кирилло-Новоезерского монастыря

  • Служба Кириллу Новоезерскому, 1817 г.
    Кирилло-Новоезерский монастырь основан в 1517 г. преподобным Кириллом Новоезерским. Располагался на территории Белозерского уезда Новгородской губернии. Ныне – территория Белозерского района Вологодской области. В фондах Новгородского музея-заповедника представлена значительная часть книжного собрания библиотеки Кирилло-Новоезерского монастыря.
  • Повесть о Варлааме и Иосафе. XV-XVI вв.
    «Повесть о Варлааме и Иосафе» является памятником переводной древнерусской литературы, это одно из самых распространенных произведений в мировой литературе средневековья. Объем представленной рукописи в 222 листа из Кирилло-Новоезерского монастыря, находящейся в собрании Новгородского музея-заповедника, указывает на то, что это одна из полных редакций данной повести.
  • Лествица Иоанна Синайского. Вторая половина XV в.
    Автор «Лествицы» - христианский богослов VI века Иоанн Синайский, называемый также Лествичником. Данное произведение содержит руководство инокам в их восхождении по ступеням духовного совершенствования, откуда и пошло ее название («лествица» на древнерусском языке означает лестница). «Лествица» входила в круг обязательного чтения, поэтому ни один крупный славянский монастырь не обходился без ее списков.
  • Триодь цветная. Писец Яков Москвитин. 1529 г.
    Триодь – богослужебная книга православной церкви, содержащая трехпесенные каноны, откуда и происходит название. Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а затем была разделена на две части – Триодь постную и Триодь цветную. Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи. В книге присутствует писцовая запись: «<…> в лето 1529 года написана бысть сия книга глаголема Треодь <…> рукою многорешного раба Божьего Якова Москвитина».
  • Сборник смешанного содержания. Вторая половина XVII в.
    В древнерусской книжности были распространены сборники кратких или пространных книжных выписок - «сборники смешанного содержания», включавшие в свой состав произведения различных жанров: жития, проповеди, летописные отрывки, и многие другие. Последовательность и состав таких сборников были индивидуальны и определялись интересами переписчика. Сборник Новгородского музея содержит статьи богословского, полемического, агиографического, исторического содержания. Также в состав сборника входит «Повесть о белом клобуке». Представленный вниманию разворот книги украшен заставкой в старопечатном стиле.
  • Сборник житий святых, слов и повестей. 1637 г.
    В книге сохранилась запись о времени создания: «Написана [7]146 года (1637) ноября в 17 день». На развороте сборника представлена орнаментальная заставка с элементами старопечатного стиля.
  • Слова Григория Богослова с толкованиями Никиты Ираклийского. Первая половина XVI в.
    Текст представленного книжного памятника украшен заставками в неовизантийском стиле.

Книжное собрание Валдайского Иверского монастыря

  • Фотография общего вида Валдайского Иверского монастыря, начало XX в.
    Валдайский Иверский монастырь был заложен по инициативе патриарха Никона в 1653 г. по образу Иверской обители на Афоне. В 1655 году сюда переселяются более 70 монахов из Оршанского Кутеинского монастыря (ныне Беларусь). С собой они перевозят свою типографию и часть книг. Типография в Иверском монастыре существовала с 1657 по 1665 год. В собрании Новгородского музея-заповедника находятся книги, не только напечатанные в этих монастырях, но и бытовавшие в книжном собрании Иверского монастыря.
  • Рай мысленный. Сборник. В 2-х частях. Типография Валдайского Иверского монастыря, 1658-1659 гг.
    Книга «Рай мысленный» была издана к 1659 году, это была первая книга типографии Валдайского Иверского монастыря. В ней приводится повествование Стефана Святогорца о священной горе Афон, Иверском монастыре и о чудотворной иконе Божией Матери. Также сборник включает в себя сочинение патриарха Никона об истории Валдайского Иверского монастыря.
  • Брашно духовное. Фрагмент (вторая половина). Типография Валдайского Иверского монастыря, 1661 г.
    Над этой книгой братия из Кутеинского монастыря начала работать ещё в Речи Посполитой, а допечатывала уже на Новгородской земле. В предисловии к кутеинскому изданию монахи объясняли, что столь необычным названием хотели подчеркнуть, что в данной книге они собрали всё, что необходимо для души, которая настолько же нуждается в пище, насколько и тело. Иверское издание 1661 года также представляло собой сборник, в его состав вошли: Псалтирь следованная, различные церковные службы, молитвы и Часослов с Пасхалией.
  • Синодик Валдайского Иверского Святоозерского монастыря. Валдай, Валдайский Иверский мужской монастырь. XVII-XIX вв.
    Рукописный синодик Валдайского Иверского монастыря оформлен в старопечатном стиле с использованием твореного золота и темперы.
  • Диоптра, или Зерцало. Типография Богоявленского общежительного монастыря. Речь Посполитая, г. Орша, Кутеин.1654 г.
    Книга «Диоптра, или Зерцало» - это авторский сборник в трех частях, который посвящен обличению суетности мирской жизни, изображенной в отдельных ее проявлениях, и теме покаяния и спасения. Именно изданием «Диоптры» 1654 г. завершается книгопечатание типографии Кутеинского монастыря и вообще белорусское книгопечатание для православных. Данная книга попадает в библиотеку Валдайского Иверского монастыря вместе с насельниками Кутеинского монастыря при их переселении в 1655 году.
  • Паренесис Ефрема Сирина. XVI в.
    «Паренесис» Ефрема Сирина – популярный в Древней Руси сборник поучений назидательного характера, восходящий к греческому переводу произведений сирийского богослова, писателя и поэта Ефрема Сирина. В собрании Новгородского музея-заповедника находится список данного произведения XVI века из библиотеки Валдайского Иверского монастыря.
  • Пролог, вторая половина (март-август). Из Валдайского Иверского монастыря. XVII в., до 1655 г.
    Прологи – это древнерусские житийные сборники, ведущие происхождение от византийских Месяцесловов. Прологи имеют календарный характер: краткие жития святых расположены в них в соответствии с днями их церковной памяти. Название «Пролог» связано с тем, что переводчики этой книги на церковнославянский язык восприняли соответствующий подзаголовок как название всего сборника. Представленное издание 1655 года было вложено патриархом Никоном в Валдайский Иверский монастырь, о чем свидетельствует вкладная запись на 40 листах. Заставка и инициал рукописи оформлены в старопечатном стиле.