От крюков до «топоров». Грани древнерусского певческого искусства

Церковное пение на Руси в XI – XVII веках

  • Типографский устав: Устав с кондакарем конца XI - начала XII века. Факсимильное воспроизведение. ‒ М.: Языки славянских культур, 2006. (Из библиотеки Г. И. Вздорнова)
    Традиции церковного пения в свое время пришли на Русь из Византии. Первые певчие при киевском великокняжеском дворе приехали из Корсуни, где в 988 г. принял крещение князь Владимир. На раннем этапе развития певческого искусства применялись так называемая кондакарная нотация. Кондак – вид краткого песнопения в честь праздника, напевы которого содержат древнерусские сборники «Кондакари». Самый древний русский сборник подобного рода – «Типографский устав с кондакарем» рубежа XI – XII вв., вероятно, переписанный в Новгороде. Надстрочные знаки, из которых состояла кондакарная нотация, не похожи ни на византийские, ни на поздние русские аналоги. До сих пор ученые не могут ее расшифровать.
  • Покров Богоматери. Икона, XVI в. Дерево, левкас, темпера
    Создателем кондаков считался византийский гимнограф Роман Сладкопевец, живший в VI в. В древнерусской традиции он именовался «певцом кондакареви», изображался на иконах Покрова Богоматери и почитался, как небесный покровитель певчих. На более поздних иконах иногда изображался эпизод из его «Жития». Согласно ему, Роман не обладал певческими талантами, за что подвергался насмешкам со стороны других певчих. Однажды ночью ему явилась Богоматерь и велела съесть свиток с текстом церковных гимнов. После этого Роман получил красивый голос и способность к сочинительству. Самым известным его песнопением был кондак, посвященный Рождеству Христову.
  • Сборник крюковой (Ирмолой, Октай, Обиход, Стихеры евангельские). Перв. пол. XVII в. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, скоропись, нотация крюковая
    Крюковая нотация, в отличие от кондакарной, появилась в XII в. Какое-то время обе системы существовали параллельно, однако потом кондакарные символы ушли в прошлое, а крюки продолжили развиваться. В XIV в. знамена полностью вытесняют кондакарную систему. Также усложняется мелодика песнопений, появляются новые расширенные напевы – «путевой» и «демественный».
  • Ирмолой. 1650-е гг. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, скоропись, нотация крюковая, позолотное тиснение
    В древнерусском пении господствовал «столповой распев», включавший напевы на восемь гласов, повторявшихся в богослужении каждые восемь недель, начиная со дня Пасхи. Считалось, что он отражает символику «восьмого тысячелетия» - времени наступления бесконечного Царства Божия. Книга «Ирмолой» («Ирмосы», «Ирмологион») содержит песнопения на восемь гласов церковного пения.

Реформы XVII в. и развитие знаменного пения в новообрядческой и старообрядческой традициях

  • Сборник двоезнаменный (Ирмологий и Октоих с дополнениями). 1691 г. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, скоропись, нотация крюковая, нотация линейная
    В XVII в. под влиянием западной традиции активно внедряется «партесное» пение – исполнение песнопений по партиям. Инициатор церковных реформ патриарх Никон, еще будучи Новгородским митрополитом, пытался ввести партесное киевское пение в Новгороде. По свидетельсву Ивана Шушерина, «таковаго пения, якоже у митрополита Никона, ни у кого не было». Эту деятельность он продолжил, и будучи патриархом. Партесному пению покровительствовал царь Алексей Михайлович, что способствовало его дальнейшему внедрению в церковном обиходе. В 1660-е гг. монах Александр Мезенец реформирует знаменное пение и создает новые учебные пособия по нему. К сер. XVIII в. в официальной синодальной церкви крюки были полностью вытеснены линейной нотацией. В певческом обиходе они иногда именуются «топорами» и «топориками».
  • Ирмологий нотного пения. – М.: Синодальная типография, 1772 г. Бумага, картон, кожа; печать типографская
    В 1772 г. в Синодальной типографии выходят первые церковные книги «на квадратных нотах». Знаменный распев, записанный такими нотами, в основном практиковался в обиходе северных обителей – Соловецкого, Валаамского и др. монастырей. Однако традиция исполнения знаменных песнопений постепенно исчезала в Синодальной церкви. Возрождаться оно стало в кон. XIX – нач. ХХ в. лишь под влиянием научного интереса к средневековью, на Западе давшего толчок к возрождению так же полузабытого «григорианского хорала».
  • Ирмолой. Выговская пустынь, вт. пол. XVIII в. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, нотация крюковая, темпера
    После церковного раскола и реформ XVII века самыми преданными хранителями древнерусского пения стали старообрядцы. В общинах «ревнителей древлего благочестия» непрерывно сохранялись как крюковая нотация, так и аутентичные традиции звукоизвлечения, управления хором. В северных общинах возобладала древняя традиция наонного пения, восходящая к Соловецкому монастырю. В ней полностью пропевались полугласные звуки «ь» и «ъ», которые пелись, как «е» и «о».
  • Праздники на крюках. Выговская пустынь, кон. XVIII – нач. XIX в. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, нотация крюковая, темпера
    Старообрядцы Выговской пустыни, располагавшейся на территории Обонежской пятины, не только переписывали старые богослужебные песнопения, но также составляли свои, записывали крюками напевы вновь сочиненных «псальм» и духовных стихов. Их певческие рукописи имели превосходное оформление, включавшее орнаментальные рамки, инициалы, заставки и концовки с растительными мотивами и изображением птиц, берущими истоки в стиле барокко.
  • Ирмолой. Гуслицы, 1820-е гг. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, нотация крюковая, акварель
    Школы переписки певческих рукописей сложились не только на Выгу, но также в Гуслицах (Московская область), Ветке (Гомельская область), на Урале. Гуслицкие и ветковские мастера часто помещали в начале книги изображение Иоанна Дамаскина – святого, жившего в VII – VIII вв. и считавшегося автором большого количества произведений церковной гимнографии и систематизатором пения на восемь гласов.

Знаменное пение как профессиональное искусство

  • Отпись протопопа Феофана Фомина и певчих Софийского собора в получении от игумена Деревяницкого монастыря столовых денег. 9 августа 1677 г.
  • Сборник крюковой (Азбука, Обиход полный). Посл. четв. XVII в. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, нотация крюковая
  • Согласник крюковой. Кон. XIX в. Бумага, дерево, кожа, металл; рукопись, полуустав, нотация крюковая, акварель
  • Хор Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Кондак Пятидесятнице. Глас 8. Наонная традиция