Петербург Ф.М. Достоевского в работах Н.И. Кофанова

Николай Ильич Кофанов родился 22 мая в деревне Осетрово Горьковской области РСФСР, провёл детство в городе Горьком (Нижний Новгород). С 1959 по 1961 год учился в Горьковском художественном училище на отделении живописи, с 1965 по 1970 год — в Ленинградском государственном университете на факультете филологии. С 1970 по 1978 год проживал в городе Кемерово, после чего переехал в Ленинград. C 1971 года принимал участие в выставках. С 1984 года являлся членом Союза художников России. Изучив одним из первых в СССР технику шёлкографии, с 1985 по 1990 год преподавал её на графическом факультете Академии художеств им. И. Е. Репина. Работал в области тиражной графики, используя технику ксилографии, офорта, литографии, шелкографии, линогравюры и цветной линогравюры. Николай Кофанов создал около 300 экслибрисов. Являлся автором оформления более 30 книг и миникниг, хотя всегда стремился стать свободным художником. Его самобытные и «полные внутреннего света городские пейзажи» получили известность как «кофановская северная пальмира». Николай Кофанов — автор циклов гравюр, таких как «Сибирские мотивы», «Дни творения», «Петербург Достоевского», «Литературные места Петербурга», «Легенда о граде Китеже». Будучи глубоко верующим человеком, выполнил ряд работ на религиозную тематику. В 1994 году по приглашению русского православного монастыря выставлял свои работы в Лос-Анджелесе. Николай Кофанов также занимался литературной деятельностью: писал рассказы, повести, статьи об искусстве, литературоведческие исследования и научные работы. В 1991 году в Ленинграде была издана книга «Петербург Достоевского. Гравюры на дереве Н. Кофанова». В 1993 году в Санкт-Петербурге издал сочинения «Развязать узелки памяти». В следующем году в сборнике работ Сыктывкарского университета им было издано литературоведческое исследование «Цвет в произведениях Л. Андреева и в живописи экспрессионистов». Многие работы Николая Кофанова хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Настоящая выставка представляет цикл гравюр Николая Ильича Кофанова «Петербург Ф.М. Достоевского», хранящийся в фондах филиала «Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе».

Гравюры Н.И. Кофанова

  • Обложка. Кофанов Н.И. Эстамп. По местам Ф.М. Достоевского. 1980-1983 гг.
    «Помню, раз в зимний январский вечер я спешил с Выборгской стороны к себе домой. Был я тогда еще очень молод. Подойдя к Неве, я остановился на минутку и бросил пронзительный взгляд вдоль реки в дымную, морозно-мутную даль, вдруг заалевшую последним пурпуром зари, догоравшей в мглистом небосклоне. Ночь ложилась над городом, и вся необъятная, вспухшая от замерзшего снега поляна Невы, с последним отблеском солнца, осыпалась бесконечными мириадами искр мглистого инея. Становился мороз в двадцать градусов... Мерзлый пар валил с усталых лошадей, с бегущих людей. Сжатый воздух дрожал от малейшего звука, и словно великаны со всех кровель обеих набережных подымались и неслись вверх по холодному небу столбы дыма, сплетаясь и расплетаясь по дороге, так что, казалось, новые здания вставали над старыми, новый город складывался в воздухе... Казалось, наконец, что весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую, волшебную грезу, на сон, который в свою очередь тотчас исчезнет и искурится паром к темно-синему небу. Какая-то странная мысль вдруг зашевелилась во мне. Я вздрогнул, и сердце мое как-будто облилось в это мгновение горячим ключом крови, вдруг вскипевшей от прилива могущественного, но доселе незнакомого мне ощущения. Я как будто что-то понял в эту минуту, до сих пор шевелившееся во мне, но еще неосмысленное; как будто прозрел во что-то новое, совершенно в новый мир, мне незнакомый и известный только по каким-то темным слухам, по каким-то таинственным знакам. Я полагаю, что с той минуты началось мое существование...» Ф.М. Достоевский. Петербургские сновидения в стихах и в прозе
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Портрет Ф.М. Достоевского. 1980 г.
    «Передо мною был человек небольшого роста, худощавый, но довольно широкоплечий, казавшийся гораздо моложе своих пятидесяти двух лет, с негустой русою бородою, высоким лбом, у которого поредели, но не поседели мягкие, тонкие волосы, с маленькими, светлыми карими глазами, с некрасивыми и на первый взгляд простым лицом. Но это было только первое и мгновенное впечатление - это лицо сразу и навсегда запечатлевалось в памяти, оно носило на себе отпечаток исключительной, духовной жизни» Вс. Соловьев. Воспоминания.
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Инженерный замок. 1980-1983 гг.
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Владимирский проспект, дом 11. 1980-1983 гг.
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Здесь жил Ф.М. Достоевский. Проспект Майорова, дом 8/23. 1980-1983 гг.
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Канал Грибоедова. 1980-1983 гг.
    Достоевский не «сочинял» действительность, а «досочинял» к ней свои произведения. Зацепившись за действительный факт, за реальную местность, случайную встречу, газетное сообщение о каком-либо происшествии, репортаж о судебном процессе, он давал всему этому продолжение, населял увиденную им улицу, открывал двери в квартиры, сходил в подвалы, наделял биографиями встреченных им прохожих, оживлял судебные показания деталями и продолжениями. Д.С. Лихачев. «В поисках выражения реального»
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Кузнечный переулок, дом № 5. Музей-квартира Ф.М. Достоевского. 1980-1983 гг.
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Дом Сонечки Мармеладовой. Канал Грибоедова. 1980-1983 гг.
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Дом Р. Раскольникова. Гражданская ул. д.19. 1980-1983 гг.
    «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту. Он благополучно избегнул встречи с своей хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самой кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу». Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Дом старухи-процентщицы. Канал Грибоедова. 1980-1983 гг.
    «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец на второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора.» Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  • Кофанов Н.И. Эстамп. Дом Рогожина. Улица Дзержинского д.33. 1980-1983 гг.
    «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету темно-зеленого. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором все так скоро меняется) почти без перемены. Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большей частью внизу меняльная лавка. Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху. И снаружи и внутри как-то негостеприимно и сухо, все как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома – было бы трудно объяснить. Архитектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну. В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина». Ф.М. Достоевский. «Идиот»

Карта Петербурга

  • Карта Петербурга. 1971 г.
    «Я люблю, бродя по улицам, присматриваться к иным, совсем незнакомым прохожим, изучать их лица и угадывать: кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует. И вот ходишь-ходишь и все этакие пустые картинки и придумываешь для своего развлечения». Ф.М. Достоевский. Дневник писателя 1873 год

Автор выставки: Костина Наталья Анатольевна