В ритме танца

Виртуальная выставка «В ритме танца» представляет один из видов городской художественной самодеятельности, рассказывает о старорусских танцорах и танцевальных коллективах – участниках культурных мероприятий, конкурсов, а также о некоторых танцевальных традициях города. Танцевальное искусство зародилось в древности, непрерывно развивалось, и в настоящее время дарит красоту и радость людям. Танец – это неотъемлемая часть жизни каждого человека, состоящая из профессиональных концертов, выступлений самодеятельных коллективов, вечеров отдыха в Домах культуры и на открытых танцплощадках.

  • Фотография. Танцевальный зал в парке Старорусских минеральных вод. 1890-е годы.
    С середины XIX века руководство заведения «Старорусские минеральные воды» заботилось не только о качественном лечении, но и об интересном досуге. В 1890-е годы на водах был театр, летняя эстрада, библиотека и отдельный танцевальный зал, в котором проходили вечера, в том числе под сопровождение симфонического оркестра. «Онъ - очень длинный, помѣстительный, въ два свѣта, съ паркетнымъ поломъ въ среднемъ отдѣленiи для танцевъ и съ обыкновеннымъ въ боковыхъ; двумя рядами легкихъ колоннъ онъ раздѣляется на три части. За колоннами по бокамъ зала, во всю ее длину, встроены возвышенiя, здѣсь разставлены скамьи и стулья для отдыха танцующихъ и для приходящихъ съ ними. Въ залѣ можно танцовать парамъ 40 и, пожалуй, болѣе. Между колоннами висятъ деревянныя некрашенныя люстры со свѣчами. А со средины потолка спускаются два электрическiе фонаря, проволоки которыхъ задрапированы красной матерiей». (Круглов А.В. Поездка в Старую Руссу // Исторический вестник. – 1895).
  • Знак наградной Ушаковой В.В. за активное участие в художественной самодеятельности курорта г. Старая Русса. 1924 г.
    В начале XX века на старорусском курорте еще сохранялись театральные и музыкальные традиции. А в городе в 1920-е годы имелось несколько библиотек, «Пролет-кино», «Новое кино», Музей местного края, работали клубы им. Володарского, им. К. Либкнехта и Рабочий клуб, началось активное развитие художественной самодеятельности. На заводах, в учреждениях создавались творческие коллективы, преимущественно на общественных началах. Со временем появился элемент состязательности: смотры, олимпиады, фестивали самодеятельного творчества. Этим знаком с надписью «Каскад за мазурку 19 22/V 24 В.Ушаковой» была награждена Ушакова Валентина Васильевна за активное участие в художественной самодеятельности Старорусского курорта в 1924 году.
  • Фотография. Школа западноевропейских танцев. 1939 г.
    В 1939 году в городе Старая Русса при фанерном комбинате работала школа танцев. Рабочая молодежь осваивала технику исполнения фокстрота, медленного вальса, танго и других танцев.
  • Фотография. Ансамбль песни и пляски Детского дома им. Крупской. 1940 г.
    По примеру взрослых самодеятельных коллективов, в детских учебных заведениях проводились музыкальные занятия, создавались кружки. Одним из творческих коллективов был ансамбль песни и пляски с оркестровой группой Детского дома им. Крупской. Репертуар ансамбля состоял преимущественно из песен советских композиторов и русских народных песен и танцев.
  • Фотография сюжетная. Танцевальный час в трудовом лагере «Колхоза имени Чапаева». 1950-е годы.
    В школах города уделялось особое внимание трудовому, патриотическому, эстетическому воспитанию. В минуты отдыха учителя вместе с детьми пели песни, рисовали стенгазеты, танцевали.
  • Фотография. Участники самодеятельности перед зданием Дома культуры г. Старая Русса. 1956 г.
    В трудные послевоенные годы помогала добрая песня, музыка и танец. Первые выступления самодеятельных художественных коллективов проходили в помещении Воскресенского собора; с 1948 по 1968 год городской Дом культуры находился на ул. Урицкого (Георгиевская). Юноши и девушки, участники творческих коллективов Старорусского городского Дома культуры, совмещали занятия в кружках с работой и учебой в техникумах, в вечернем университете марксизма-ленинизма, нередко были передовиками производства и победителями соцсоревнований. Молодежь посещала хоровой, драматический, акробатический, танцевальный кружки; учились играть на фортепиано, аккордеоне, духовых и народных инструментах. При Доме культуры на открытой площадке проходили танцевальные вечера, под радиолу и под сопровождение инструментального ансамбля.
  • Фотография. Участники самодеятельности перед зданием Дома культуры г. Старая Русса. 1957 г.
    В работе Дома культуры отмечалась идеологическая направленность, он откликался на все события, проходившие в стране. В 1959 году газета «Новгородская правда» рассказывала о том, что «По итогам Всероссийского смотра культурно-просветительских учреждений Старорусский Дом культуры награжден дипломом «Лучший Дом культуры РСФСР» и третьей денежной премией».
  • Фотография сюжетная. «Русский перепляс» в исполнении хореографического кружка Дома культуры г. Старая Русса. 1958 г.
    В июне 1958 года газета «Новгородская правда» писала: «Весело проводит время молодежь Старой Руссы в своем районном Доме культуры. Здесь работают кружки художественной самодеятельности, устраиваются вечера молодежи, читаются лекции. Неизменный успех у зрителей имеют выступления в концертах хореографического коллектива, в репертуаре которого русские, украинские и шуточные пляски, всегда исполняемые с веселым задором и незаурядным мастерством плясунов».
  • Фотография сюжетная. Участники хореографического кружка Дома культуры с исполнением «Русской пляски», рук. Грачев В.Н. 1958 г.
    В 1950-е годы одним из руководителей танцевального коллектива был Валентин Николаевич Грачев – бывший артист военного ансамбля, а баянистом коллектива – Анатолий Яковлевич Пархоменко, выпускник Ростовского музыкального училища. В «Русской пляске» принимали участие Юрий Устинов, Юрий Хорев, Борис Макаров, Яков Ильин, Августа Замошникова, Раиса Козлова, Раиса Пчелкина, Галина Губанова.
  • Фотография. Занятие на курсах руководителей хореографических кружков. 1956 г.
    Успешные репетиции и выступления были результатом совместной деятельности танцоров и их руководителей, профессиональный рост которых обеспечивался посредством курсов и выездных семинаров. В 1956 году курсы руководителей танцевальных коллективов проходили в Новгороде, при Областном Совете профсоюзов.
  • Фотография сюжетная. Участницы хореографического кружка Дома культуры А. Замошникова и Р. Козлова на празднике 1100-летия г. Новгорода. 1959 г.
    Танец был и остается неотъемлемой частью народных гуляний и праздников. На праздновании 1100-летия Новгорода в концертных программах принимали участие самодеятельные танцоры в составе художественных коллективов Дома культуры Старой Руссы.
  • Фотография сюжетная. Шуточный танец «На ферме». 1960-е годы.
    Русский народный танец – это и лирические хороводы, и пляски с сочетанием разнообразных хореографических па, которые неизменно сопровождаются задором и юмором. В репертуаре танцевального кружка неизменным успехом пользовались шуточные номера на основе русской пляски.
  • Фотография сюжетная. Концертная программа на «Празднике первой борозды» в колхозе им. Чапаева. 1960-е годы.
    Агитационно-концертная традиция советского времени – выступление агитбригад в сельской местности, как поддержка тружеников колхозов и совхозов яркими музыкальными номерами: песнями и танцами, театральными постановками.
  • Фотография сюжетная. Агитбригада переезжает в другой колхоз. 1960-е годы.
    Коллективы агитбригад были немногочисленными, но многожанровыми. Самодеятельных артистов всегда ждали на селе и тепло встречали их выступления. Концерты проходили в клубах, на фермах, во время весеннего сева и летней страды – прямо под открытым небом.
  • Фотография сюжетная. Участники самодеятельности во время поездки на пароходе в г. Новгород на областной праздник песни. 1956 г.
    Самодеятельные коллективы, созданные при Домах культуры, клубах, на предприятиях и в учебных учреждениях активно участвовали в культурной жизни города. Художественная самодеятельность как форма народного творчества объединяла талантливых людей, дарила радость как зрителям, так и участникам концертов, смотров, фестивалей. Красота и гармония, яркость и задор неизменно сопутствовали выступлениям танцевальных коллективов и получали признание жюри.
  • Фотография. Балашова Валентина Александровна, директор Старорусского городского Дома культуры. 1965 г.
    Валентина Александровна Балашова окончила Ленинградское культурно-просветительское училище и Московский заочный народный университет искусств (отделение хореографии). Работала художественным руководителем городского Дома культуры на ул. Урицкого и директором нового городского Дома культуры на ул. К. Либкнехта.
  • Фотография сюжетная. Танец «Балалаечки» на сцене Старорусского городского Дома культуры, рук. Балашова В.А. 1972 г.
    В.А. Балашова выступала в вокальном трио, вела вокальные и танцевальные кружки для взрослых и рабочей молодежи, прививала любовь к народной культуре и культуре поведения в танце.
  • Фотография сюжетная. Бальные танцы, рук. Балашова В.А. 1972 г.
    В мае 1970 года В.А. Балашова организовала в Старой Руссе кружок бального танца для учащихся школ и рабочей молодежи. Кружок популяризировал бальный танец. За 1971 год прошло более 40 показательных выступлений на сцене Дома культуры им. Тимура Фрунзе, для отдыхающих курорта, на вечерах молодежи, в школах.
  • Фотография сюжетная. Выступают участники студии «Бальные танцы» Кобылянская А. и Стогов Е. 1970-е годы.
    В июне 1970 года две танцевальные пары – Алла Кобылянская и Евгений Столов, Людмила Иванова и Владимир Ефимов дебютировали в конкурсе бальных танцев в Новгороде и, заняв первые места, прошли на Всероссийский конкурс бальных танцев. На 4-ом Всероссийском зональном смотре в Ленинграде Старую Руссу представляли 2 танцевальные пары. Людмила Балдина, ученица школы № 1, и Владимир Лисинский, токарь завода «Староруссхиммаш», получили дипломы лауреатов. Светлана Попова и Владимир Ефимов – дипломы первой степени за артистичность и умение передать национальный характер танца.
  • Фотография. Танцевальная группа школы № 5. 1976 г.
    В 1970-е годы в Домах культуры, в Доме пионеров и общеобразовательных школах города работали танцевальные кружки, поддерживались и развивались танцевальные традиции. А В.А. Балашова выступала за бальный танец и считала: «Затанцует школа, будет красиво танцевать весь народ».