«Невольницы» Иоганна Дорнера из коллекции Новгородского музея-заповедника на выставке в Музее Академии художеств
14 сентября в Музее Академии художеств в Санкт-Петербурге состоится открытие выставки «Академик исторической живописи Иоганн Конрад Дорнер». Экспозиция посвящена немецкому художнику Иоганну Конраду Дорнеру (1809–1866), одному из создателей живописного убранства Исаакиевского собора. За создание 12 икон для алтарных преград собора он получил звание академика исторической живописи Императорской Академии художеств.
Значительная часть работ художника находится в собрании Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». В 2014 году в рамках проведения года Германии в России от администрации города Бремена музею был передан в дар семейный архив Конрада Дорнера: свыше 70 графических листов, альбом с набросками и рисунками художника, паспорт, семейные письма и фотографии. Эти материалы легли в основу монографической выставки «Академик исторической живописи Иоганн Конрад Дорнер» — крупного межмузейного проекта, призванного познакомить широкую аудиторию с художественным наследием художника.
Новгородский музей-заповедник предоставил на выставку единственное в наследии мастера произведение ориентальной тематики, написанное Иоганном Дорнером в период увлечения экзотикой Востока, — «Невольницы» (1852).
Иоганн Конрад Дорнер родился в простой многодетной семье в коммуне Бальдершванг, на границе Баварии и Австрии. Выпускник Королевской академии изобразительных искусств в Мюнхене, он значительную часть жизни провел в Российской империи.
Работы Конрада Дорнера были востребованы и пользовались успехом у современников: ему заказывали портреты для родовых галерей в дворянских усадьбах, украшали его картинами жилые покои особняков и дворцовые интерьеры, некоторые произведения становились достоянием музеев. Написанные Дорнером полотна находились в собраниях европейских и российских монархов и членов их семей. Однако со временем имя Конрада Дорнера оказалось забытым, и многие его работы в водовороте исторических перипетий первой половины ХХ века были утрачены. Тем не менее, в настоящее время удалось выявить более сотни картин мастера.
Выставка будет работать по 12 ноября.