«Все мы немножко лошади…»

22 декабря в 16 часов в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) состоится открытие выставки «Все мы немножко лошади…». Это одна из самых  неожиданных и добрых выставок уходящего года. Выставка знакомит посетителя с историей появления и трансформации образа лошади в сознании людей на примере экспонатов из собрания Новгородского музея-заповедника. Для каждой эпохи образ лошади имел свой неповторимый смысл – от археологических артефактов средневековья до современного искусства, от талисманов-оберегов и сакральных символов до метафорических смыслов и размышлений художника о смысле жизни и судьбе человека. Посредник между земным и небесным, сопричастный духовному и воинскому подвигу, аллегория державной мощи, часть свободной природы, личность и характер, воплощение мечты художника об идеальном мире – конь как часть духовной культуры и часть души человеческой. 

– Это выставка о любви, –  объясняет куратор проекта Олеся Рудь. – История лошади неразрывно связана с историей человека. На протяжении тысячелетий мы вместе – в горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и в здравии. 

Для Новгородского музея-заповедника,  разнопланового и многогранного, выставка уникальна ещё и тем, что объединит и представит  на одной площадке предметы из самых разных  музейных коллекций. Подвески  и игрушки, берестяные грамоты, образцы  вышивки и резьбы,  домашняя утварь, иконы и разножанровая светская живопись: конные портреты и «конские» портреты, батальные сюжеты и русские тройки. Самые древние экспонаты - амулеты, найденные археологами в слоях  X века, самые молодые – работы художников XX века,  чей современный взгляд видит в лошади, уже, прежде всего, живое существо, объект  заботы. Выставка из 300 предметов обещает быть одинаково интересной для взрослых,  детей и для взыскательной научной аудитории.

Выставка будет работать по 4 марта 2024 года.

ДЛЯ СПРАВКИ

Амулеты и игрушки 

В XII - начале XV веков на севере Руси были распространены шумящие подвески - полые коньки. Шум, издаваемый ими, считался оберегом, защитой от внешних вредоносных сил. Во множестве их изготовляли в Новгороде, здесь найдены четверть всех известных амулетов такого рода и остатки ремесленных мастерских, в которых их производили. 

Дети всегда в играх повторяют взрослую жизнь и именно поэтому невозможно представить игры детей древности без лошадок. В ранних слоях X - начала XII вв. археологи находят плоские фигурки тяжеловесных форм без упряжи. Сделанные из тонких деревянных пластин, фигурки были неустойчивыми. Коники XIII в. принципиально отличаются от древних образцов: это объемные, выполненные в половину туловища фигурки-стояны, с гривой, с упряжью верхового коня под седлом. Игрушечники конца XIII - XIV вв. поставили коника на колеса, игрушки перестали быть статичными. 

Ремесла: вышивка, глиняная игрушка и резьба 

На полотенцах, рушниках и подзорах, на занавесках и одежде часто применялся образ коня в сочетании с женской фигурой, птицей или деревом. В русской народной вышивке нередко встречаются фантастические изображения коней, которые «несут на себе дерево, растение», либо «на корпусе коня вырастают веточки». Иной раз ими «прорастает» конская грива или хвост. «Конь вселенский» и «древо мировое», равным образом являлись космологическими символами у славянских народов. 

Предметы домашнего обихода, которые выполнялись из дерева, отождествляемого с конем, тоже часто соотносились с образом коня. Возможно, поэтому им порой придавались «конские» формы (например, ковшам, солонкам, швейкам и др.) Переднюю часть ладей украшали деревянные лошадиные головы, ставили их и на крыши домов.

Иконы 

Иконография конных святых сформировалась в Византийской империи и восходит к античной триумфальной стилистике. Традиция изображения всадников-победителей, сложившаяся в античности, продолжалась в искусстве византийского мира, начиная с XIII века, в образах Св. Георгия Победоносца, Св. Дмитрия Солунского, Св. Фёдора Стратилата, Св. Фёдора Тирона, Свв. Бориса и Глеба. 

Среди многих изображений святого великомученика Георгия Победоносца образ змееборца на коне занимает особое место. Причем житие описывает много чудес святого Георгия, но именно победа над змием получила широкое распространение в православной иконографии. В христианской традиции эта символика обрела высокий смысл: всадник-змееборец сражается и одерживает победу в духовном бою, духовной брани, являя триумф веры. 

Парадные портреты

Начиная с Ренессанса, конный портрет постепенно утверждается в живописи, пройдя путь развития от изображения всадников в сюжетной картине до фигуры экстраординарного значения, вытесняющей с полотна всё второстепенное. Обычно подобным образом изображали монархов и военных. В конце XIX века для конных портретов часто стали позировать аристократы, не совершавшие каких-либо воинских подвигов. Лошадь в парадном портрете использовалась как своеобразное средство для вознесения человека на высокий пьедестал, откуда он представлялся простому смертному в виде недосягаемого героя, например «Портрет Екатерины II» Н. Сверчкова, «Портрет императора  Николая I на лошади» А. Юдина.

«Конский портрет» 

Главным и почти единственным героем произведений анималистического жанра XIX века выступал конь, который стал универсальной моделью. Эти животные присутствовали в памятниках, входили органической частью в монументально-декоративные композиции архитектурных сооружений, украшали интерьеры парадных гостиных.

В середине XIX века появились портретные изображения лошадей, что послужило началом большой традиции в отечественном искусстве. Особое место здесь занимает русский живописец, академик императорской Академии художеств Николай Сверчков. Его работы на темы русского народного быта, изображающие лихие русские тройки и лошадей были известны во всем мире. Среди обладателей и заказчиков его произведений были императоры Наполеон III и Александр II. В XIX столетии в обиход, благодаря Николаю Сверчкову, прочно вошло понятие «конский портрет». Помимо работ Н. Сверчкова, на выставке представлены «конские портреты» Павла Ковалевского, Александра Орловского.

Искусство XX века 

Катастрофические события ХХ века показали, как хрупка жизнь человека и жизнь на земле вообще. Если раньше в искусстве речь чаще всего шла о подчинении природы человеку – о «всаднике на лошади», то теперь всадник исчезает - природное начало больше не поддаётся разумному контролю. В изображении лошади проявилась потребность художника сопереживать, выражать свое отношение к животным и передавать их индивидуальные характеры. В этом разделе посетители выставки увидят работы Дмитрия Журавлева, Семена Пустовойтова, Бориса Непомнящего, Павла Городецкого и др.