Благодаря попечительской помощи в Центре реставрации монументальной живописи появился спектрометр

25 марта 2021Центр реставрации монументальной живописиАрхеология, Реставрация, Попечительский совет, Общие

Центр реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника в рамках работы Попечительского совета получил современное высокотехнологичное оборудование. Портативный рентгенофлуоресцентый спектрометр TRACER для исследования и реставрации фресок приобретен благодаря поддержке председателя Координационного совета ПАО «Акрон», члена Попечительского совета Новгородского музея-заповедника Вячеслава Кантора.

Наталья Григорьева, генеральный директор Новгородского музея-заповедника, комментируя приобретение, пояснила:

Музей на профессиональной основе занимается реставрационной, научно-исследовательской деятельностью. У нас огромная база для исследования, в том числе монументальная живопись, археологические находки. Есть замечательные кадры, аттестованные специалисты. Первичную научную обработку этих артефактов наши специалисты в состоянии сделать. Но сегодня время нанотехнологий. И мы искренне признательны объединению «Акрон», руководству, инженерному составу, техническим специалистам – всем, кто помог нам пройти путь поиска, найти оборудование, которое соответствует нашей мобильной музейной работе, и обрести его. Это позволит музею развиваться на современном уровне. Огромная благодарность нашему попечителю Кантору Вячеславу Владимировичу, председателю совета директоров «Акрона» Попову Александру Валериевичу и, конечно, Гаврикову Владимиру Викторовичу, который сам лично контролировал и руководил процессом поиска и покупки оборудования.

Новгородский музей-заповедник давно сотрудничает с Академией наук, специалистами МГУ, другими ведущими институтами в области реставрации. Идея же приобрести собственное оборудование высочайших возможностей появилась после визита в 2019 году в новгородский музей специалистов лаборатории исследования исторических памятников при министерстве культуры и коммуникации Франции. Работая с иконами, картинами, фресками, имея специальное оборудование, они могли тут же ответить на очень важные для реставрации предметов вопросы музейных специалистов.

Основной исследовательской задачей на первоначальном этапе является определение химического состава пигментов. Часто из-за пожара росписи меняют цвет, а спектрометр позволяет определить химический состав пигмента и уточнить, какие металлы использовали древние зодчие и художники.

Тамара Анисимова, заведующая Центром реставрации монументальной живописи, профессионально оценила возможности реставрации на новом оборудовании:

У нас прекраснейшие памятники монументальной живописи, но они очень мало исследованы технологически. Благодаря этому прибору мы можем увидеть мельчайшие частицы присутствующего пигмента, то есть, какие пигменты использовал изначально художник. Кроме того, исследования могут позволить определить и художника, поскольку у каждого из них своя палитра. А при реставрации, в том числе, мы уже будем видеть, какие пигменты нельзя применять на конкретном памятнике. Немаловажно и то, что это не разрушающий метод исследований.

Особенность приобретенного спектрометра в том, что он оснащен целой библиотекой спектров. Это специализированное программное обеспечение, которое позволяет без специальных технических инженерных навыков сотруднику, прошедшему обучение, провести первые анализы. Ольга Соболева, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по развитию и внешним связям, отметила:

Благодаря тому, что поставщик оборудования находится недалеко, в Санкт-Петербурге, попечители позаботились, чтобы в пакет поставки вошло обучение сотрудников Центра, мы имеем возможность обучить двух-трех своих специалистов всем тонкостям наладки, пуска и работы с этим оборудованием. После того, как они пройдут обучение, начнутся уже работы на памятниках монументальной живописи. Кроме того, есть специализированное программное обеспечение, разработанное для археологических памятников, т.е. в дальнейшем будет возможность спектр исследований расширить.

Сотрудники музея, художники-реставраторы и археологи, уже приступили к обучению под руководством специалиста компании «Мелитэк», поставщика оборудования. В зоне исследования не только образцы фресковой росписи новгородских храмов, но и археологические артефакты.

Фото: Анастасия Николаева, художник-фотограф ПАО «Акрон» (1)