Мир романа «Евгений Онегин» Александра Пушкина на новой выставке

26 августа в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) откроется выставка «Читаем «Евгения Онегина» из фондов Государственного музея А.С. Пушкина (Москва). Свыше 120 предметов призваны рассказать об одном из самых значительных произведений русской словесности.

Выставка знакомит с прижизненными и редкими изданиям романа «Евгений Онегин», книгами на русском и европейских языках XVIII - начала XIX веков, отражающими мир персонажей, а также с работами основных исследователей и комментаторов романа. Среди первых поглавных изданий «Онегина» наибольшей ценностью обладают экземпляры в скромных бумажных издательских обложках. Именно в таком виде книги выходили из типографии, а затем их владельцы заказывали для них переплеты по своему вкусу. В витринах рядом с уникальными изданиями – рукописи поэта. Подлинники этих документов хранятся в Петербурге, в Пушкинском Доме, однако на выставке можно видеть их воспроизведения, выполненные на бумаге XIX века. Черновики романа полны исправлений и зачеркиваний, свидетельствующих о поисках самого нужного и точного слова. Иногда они включают в себя лирические отступления, размышления, воспоминания, раздумья о собственной судьбе и рисунки поэта.

В акварелях, гравюрах и литографиях, экспонируемых на выставке, перед посетителями предстает Россия первой трети XIX века. Здесь можно видеть родину Пушкина – «премилую старушку» Москву, древний Псков, Петербург и русские усадьбы. Эти изображения повторяют географию романа и вызывают в памяти строки, посвященные обеим столицам и деревне.

Модные картинки 1820-х годов дают возможность представить, как были одеты Татьяна и Онегин, и как много времени герой Пушкина должен был проводить перед зеркалом, чтобы соответствовать репутации денди. Рядом с ними – изысканные аксессуары к женским и мужским костюмам: трости и перчатки, веера и лорнеты, позволяющие почувствовать атмосферу эпохи. Атмосферу поддерживают и авторские куклы Галины Белеховой, созданные в 1989-1990 годах, из фонда игрушки Новгородского музея-заповедника. Изящные дамы и кавалеры в нарядах по моде позапрошлого века напоминают «онегинское» собрание персонажей.

Главной темой экспозиции являются художники-иллюстраторы и их замечательные произведения к роману. Первые иллюстрации к «Евгению Онегину» появились еще в «Невском альманахе на 1829 год». Рисовал их Александр Нотбек, а гравировали разные художники. Впоследствии к пушкинскому роману обращались многие живописцы и графики, имена которых вошли в историю русского искусства. В экспозиции представлены иллюстрации, эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам «Евгения Онегина», выполненные Дмитрием Белюкиным, Константином Коровиным, Николаем Кузьминым, Валерием Левенталем, Александром Осьмеркиным, Константином Рудаковым, Алексеем Степановым, Иосифом Шарлеманем, Василием Шухаевым и другими художниками. Каждому из них были свойственны острота и зоркость наблюдений, умение увидеть в пушкинских героях живых людей во всей их психологической сложности. Вместе с тем эти работы несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно.

Выставка адресована широкому кругу посетителей: школьникам, студентам гуманитарных вузов, а также всем, кому дорога русская культура.

Над романом в стихах «Евгений Онегин» Пушкин работал почти восемь лет. Он начал его на юге в 1823 году, а закончил в Болдине в 1830-м. На рукописи «Евгения Онегина» стоит дата: «Болдино 1830, сентября 25, 3 ¼ часа». Поэт указал не только число, но также час и минуты, настолько значительным представлялось ему это событие. Несмотря на то, что в 1831 году Пушкин написал письмо Онегина к Татьяне и вставил его в последнюю главу, а некоторые исправления и дополнения вносил в текст вплоть до первого полного издания романа (1833), основная работа действительно была завершена знаменитой болдинской осенью 1830 года. Сам поэт охарактеризовал свой роман как «собранье пестрых глав», обращая внимание читателей на самостоятельность и цельность каждой из них – каждая глава могла стать последней, но могла иметь и продолжение. Публикуя роман по главам, Пушкин более семи лет непрерывно удерживал внимание и интерес публики. Первую главу «Евгения Онегина» читатели, не имевшие возможности познакомиться с ней в рукописи, увидели в середине февраля 1825 года. Она вызвала множество противоречивых суждений. «Одни бранят, другие хвалят, но все читают», – писал современник поэта. После этого остальные главы стали появляться приблизительно с интервалом в один год. В октябре 1826 года вышла вторая, а в октябре 1827-го – третья глава романа. В начале 1828 года под одной обложкой вышли сразу две главы – четвертая и пятая, и в марте того же года – шестая. Затем наступил перерыв, и седьмая глава увидела свет лишь в марте 1830 года. Восьмая глава была опубликована в январе 1832-го. Читатели с нетерпением ждали продолжения «Евгения Онегина» и, встречаясь, спрашивали друг друга: «Как вам нравятся новые песни, какова Таня, какова Ольга, каков Ленский и т. д.». Причем, сюжет романа живо интересовал не только взрослых, но и детей. П. П. Вяземский – сын друга Пушкина П. А. Вяземского – впоследствии вспоминал: «Каждое появление стихотворений Пушкина было событием и в нашем детском мире: каждая глава “Онегина”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыгане”, ежегодные альманахи царили в наших детских комнатах и растрепывались пуще любого учебника». В письмах и воспоминаниях современников Пушкина сохранились их высказывания о романе. Например, одна из знакомых поэта «заклинала его не выдавать замуж Татьяны за другого, а разве за Евгения, и входила в эти семейные дела со всем жаром и нежною заботливостью доброй родственницы…». Среди тех, кто оставил отзывы о «Евгении Онегине» – В. А. Жуковский, Д. В. Веневитинов, В. К. Кюхельбекер, В. Г. Белинский и другие писатели и критики.