О сближениях и расхождениях в судьбах Некрасова и Достоевского рассказывают на выставке в чудовском музее

В течение марта в Музее-усадьбе Н.А. Некрасова, филиале Новгородского музея-заповедника, демонстрируется выставка «Достоевский и Некрасов: Собратья по перу. 1821 – 2021. К 200-летнему юбилею писателей». Выставка задумывалась творческой группой Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского в Петербурге при участии Всероссийского музея А. С. Пушкина и Музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха» как передвижная. После того, как презентация проекта в декабре прошлого года состоялась в Санкт-Петербурге, принимающей стороной выступил чудовский музей. Затем выставку ждут в «Карабихе» и Музее-квартире Н.А. Некрасова на Литейном проспекте.

Участие в музейных гастролях прокомментировала генеральный директор Новгородского музея-заповедника Наталья Григорьева:

Этот год для нас очень ответственный. Пять лет назад была создана Ассоциация литературных музеев, в которую Новгородский музей-заповедник вошел со своими филиалами в Старой Руссе и Чудово. Это позволило нам ближе познакомиться с литературными музеями России и присоединиться к очень интересным, перспективным проектам. Один из них – выставка, которую представила директор Литературно-мемориального музея Достоевского Наталья Ашимбаева.

На выставке представлены копии портретов двух писателей, исторических фотографий Петербурга, иллюстраций к произведениям. Обрамляют экспонаты цитаты, подкрепляющие рассказ о переплетении судеб Некрасова и Достоевского, их сближениях и расхождениях.

В жизни Достоевского Некрасов – это фигура первого ряда, - рассказывает Наталья Ашимбаева. - В его судьбе было много людей, с которыми он дружил, тесно общался, переписывался. Но Некрасов конгениален Достоевскому, у них есть какая-то общая точка, что-то роднящее.

Всю выставку сопровождают книги из коллекции Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского: подлинные издания Достоевского и Некрасова, журналы «Современник», «Время», «Отечественные записки», «Иллюстрированный альманах», «Петербургский сборник», издаваемые классиками.

Каждый раздел последовательно иллюстрирует этапы общей жизненной и литературной биографии писателей. Открывает выставку рассказ о памятных для обоих днях, когда произошел дебют Достоевского. Публикация в «Петербургском сборнике» Некрасова «Бедных людей» сделала буквально в одночасье знаменитым никому неизвестного начинающего писателя, о нем все заговорили. И сам Достоевский был в упоении от этой нежданной славы.

Писатель пережил поэта всего на три года. Заключительный раздел выставки посвящен их уходу из жизни. Последняя встреча двух гениев состоялась незадолго до смерти Некрасова.

Достоевский в посмертном очерке, опубликованном в «Дневнике писателя», написал о собрате по перу как о человеке, который выразил главное в своей эпохе, личностно ее воплотил, - считает Наталья Ашимбаева. - Достоевский называл Некрасова «страстным к страданию». Формулировка, созвучная самому писателю.

Напомним, что Новгородский музей-заповедник открыл год 200-летия Ф.М. Достоевского в его мемориальном доме в Старой Руссе 9 февраля. Наталья Григорьева поделилась дальнейшим планом юбилейной программы:

Наш музей разработал обширный план мероприятий и выставок, в том числе и в партнерстве с другими музеями. В ноябре новой выставкой открываем Международный театральный фестиваль Достоевского. Уверена, что участие во всех этих проектах приведет всех нас, и музейщиков, и посетителей, к новому осмыслению произведений Достоевского и Некрасова, того, как современная жизнь соотносится с литературой XIX века.

Особенным этот год является и для экспозиций трех литературных музеев. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге и Дом-музей Н.А. Некрасова в Чудово отмечают 50-летие, а Дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе – 40-летие со времени создания.

Фото Татьяны Алексеевой