Участники фестиваля «Пасхальный глас» узнали об особенностях литургического произношения на лекции Ильи Мельникова
16 мая для участников фестиваля «Пасхальный глас» в Алексеевской (Белой) башне прошла лекция «Есть», «ять» и «он»: особенности литургического произношения в современной наонной традиции знаменного пения». Спикером стал Илья Мельников, кандидат культурологии, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника по научной работе.
— Я решил остановиться на теме, которая, с одной стороны, является довольно специфической. Что такое произношение? Как произносились слова? Как произносились те или иные звуки? Какова история этого вопроса и в какой форме это сейчас можно услышать в живой традиции? С другой стороны, когда мы слушаем реконструкции знаменного пения, современные исполнения, которые основаны на расшифровках знаменного песнопения, современные коллективы, исполняющие знаменные песнопения — литургическое, церковное произношение влияет на наш слух. Мы улавливаем его с первых нот, оно сопровождает нас при прослушивании произведений древнерусского хорового искусства. Это очень важно, хоть на первый взгляд и малозаметно, — подчеркнул Илья Мельников.
Исследователи древнерусской музыки и те, кто знаком с древнерусской культурой, помнят, что существовал разговорный язык, который мы знаем, в том числе, по берестяным грамотам. Изредка этот язык попадал на страницы письменных источников. Был также язык литургический — это язык богослужения, книжности, на котором писали литературные произведения и переводы, в том числе, византийских книг. Эти языки различались.
— Устный язык меняется быстрее, чем письменный. На протяжении столетий русский язык трансформировался из древнерусского в современный разговорный и очень сильно изменился, — отметил замдиректора по научной работе. — Изменилось и произношение тех или иных слов, которые мы сейчас используем в нашей обыденной речи. В письменных же текстах достаточно долгое время фиксировались более архаичные элементы языка, которые имели свои графические выражения. Благодаря этим письменным источникам мы можем частично реконструировать и проследить, как менялся язык.
Кроме того, для участников фестиваля провели лекцию и мастер-класс «Како воспоем песнь Господню?». Певческие стили Древней Руси». Эту тему представили Марина Егорова, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова; и София Никольская, старший преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.
Добавим, фестиваль «Пасхальный глас» проходит уже в девятый раз. Помимо концертов хоровой музыки, которых в этом году в программе семь, проводятся лекции и мастер-классы по теории и практике хорового исполнительства. Завершится фестиваль в День славянской письменности и культуры 24 мая гала-концертом хоровой музыки с участием сводного хора Новгородской области.