В Новгородском музее-заповеднике отреставрировали фрески первой половины XIV века

В Центре реставрации монументальной живописи, филиале Новгородского музея-заповедника, специалисты завершили реставрацию фрагментов росписей церкви Входа Господня в Иерусалим 1336 года. Руинированная живопись несохранившегося на сегодня храма представляет собой уникальный образец монументального искусства первой половины XIV века. Других новгородских образцов этого периода выявлено не было.

- Перед нами мраморировки – имитация камня, мраморной облицовки, - пояснила руководитель Центра, художник-реставратор высшей категории Тамара Анисимова. – Ими украшалась нижняя часть храма, как например, в церкви Спаса Преображения на Нередице конца XII века».

Примечательна история обнаружения фрагментов. В 2009 году при прокладке электрокабеля в новгородском Кремле к югу от сохранившегося до наших дней здания церкви Входа Господня в Иерусалим 1759 года были обнаружены руины неизвестного древнего сооружения.

Проведенные в 2010-2012 годах археологической экспедицией СПБГУ под руководством Валентина Булкина и Ильи Антипова раскопки выявили почти полностью сохранившийся план сооружения с фундаментом, мощеным кирпичным полом, нижними частями стен и столбов. Дальнейшие исследования позволили определить строение как церковь Входа Господня в Иерусалим, построенную архиепископом Василием Каликой в 1336 году. При этом на стенах сохранились фрагменты первоначальной росписи в алтарной части и на восточных столбах. После завершения археологических исследований в сентябре 2012 года комиссия по реставрации памятников монументальной живописи Новгородского музея-заповедника приняла решение снять фрагменты с кладки. Работы выполнили художник-реставратор Лаборатории научной реставрации монументальной живописи Государственного Эрмитажа Мария Жервэ и реставратор Новгородского музея Татьяна Федоренко. Живопись была перенесена в реставрационную мастерскую, где и пролежала под профзаклейкой из марли в течение семи лет, оставаясь недоступной для исследователей.

Реставраторы Центра реставрации монументальной живописи предложили способ создания жесткой основы, на которую укладывается живопись после снятия с лицевой стороны профзаклейки. При этом фрагменты можно легко отделять от основы для дальнейшего изучения живописи и проведения реставрационных работ. После отработки методики в 2022 году за шесть месяцев реставраторы смонтировали на 21 планшет 56 фрагментов росписей разного размера. Теперь все фрагменты с изображением мраморировок могут демонстрироваться специалистам и экспонироваться на выставках.

- Сложность была том, что живопись долгое время находилась в грунте. Между штукатуркой и кладкой, в трещинах красочного слоя скопилось много мусора. Но нам удалось всё расчистить. Это очень удачный опыт. Такое колористическое сочетание из оттенков охры нам раньше не встречалось. Выглядит как античная мозаика. Даже на фрагментах это смотрится очень красиво, а представьте себе живопись целиком в алтаре! – комментирует Тамара Анисимова.

Опыт сохранения фрагментов росписей новгородских храмов, которые были утрачены в прошлые века или получены в ходе археологических раскопок, для реставраторов не новый. Но их уникальность (ведь такая живопись могла находиться под землей столетиями) – всегда новый вызов для специалистов и подлинное открытие для искусствоведов.