В Новгородском музее-заповеднике отреставрируют новые фрагменты росписей Георгиевского собора XII века

Новгородский архитектурно-археологический отряд Института археологии РАН обнаружил на территории Юрьева монастыря место залегания фресок XII века, которые были сбиты со стен Георгиевского собора во время ремонта 1820-х годов и вынесены из здания. Это первая находка крупного скопления фрагментов фресок за пределами храма – по подсчетам, хранящаяся в Новгородском государственном музее-заповеднике коллекция фресок Георгиевского собора, извлеченных из-под пола XIX века, составляет лишь треть от всех фресок, покрывавших стены, своды и столбы древнего храма. Обнаружение скопления фресок позволит в дальнейшем найти оставшуюся часть стенных росписей, которые предположительно были закопаны на территории монастырского двора.

Для работы с фресками были приглашены специалисты Новгородского музея, разработавшие в предыдущие годы методику извлечения фресок из строительных развалов (эта методика использовалась при совместных работах Музея и Института археологии РАН в процессе музеефикации церкви Благовещения на Городище в 2016–2018 годах). Совместно с археологами они извлекли с небольшой площади шурфа более 100 планшетов с фрагментами фресок и передали их в филиал музея Центр реставрации монументальной живописи под руководством Тамары Анисимовой для дальнейшей обработки, консервации и изучения.

 «Многолетние поиски древних фресок за пределами Георгиевского собора Юрьева монастыря увенчались успехом. Ранее, в 1990-2000 годах, во время земляных и археологических работ на территории монастыря регулярно находили единичные осколки фресок, но место, где находилась основная масса сбитых фресок, найти не удавалось. В течение двух последних лет мы искали это место, и, наконец, в небольшом шурфе обнаружили слой строительного развала, содержащего битые фрески», – сказала кандидат искусствоведения, ученый секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко.

В Георгиевском соборе, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, на сегодняшний день практически не сохранилась фресковая роспись, украшавшая храм от первой трети XII века до первой трети XIX века. Почти все фрески были сбиты во время ремонта храма в 1820–1830-х годах и стали основанием нового чугунного пола собора.

«Извлеченные из земли фрески обладают уникальным художественным и научным потенциалом. Они составляют один из самых ранних ансамблей монументальной стенописи Северной Руси: раньше Георгиевского собора были расписаны только церковь Благовещения на Городище (около 1103 года), новгородский Софийский собор (около 1108 года) и Николо-Дворищенский собор (около 1113 года). Таким образом, фрески Георгиевского собора – свидетельства первых шагов русского искусства в той области, которая стала, наравне с иконописью, его квинтэссенцией», – пояснила Марина Вдовиченко.

К настоящему времени уже получены первые результаты естественнонаучного изучения фресок: определены основных пигментов красок, их элементный состав. Эти данные позволят в дальнейшем выявить место происхождения минералов, входящих в состав красок.

Так, в насыщенной голубой краске, чаще всего использовавшейся в фонах древнерусских росписей и в большом количестве присутствующей на осколках Георгиевских фресок, был обнаружен один из самых дорогих по средневековым меркам минерал – лазурит, или ляпис-лазурь. Этот минерал добывают в Афганистане в провинции Бадахшан, в России на территории Южного Прибайкалья и в Таджикистане на Памире. Дальнейшие исследования, возможно, позволят определить, на каком именно месторождении был добыт лазурит, который древние мастера использовали для красок Георгиевского собора.

В июле 2022 года археологи заложили два шурфа к востоку от собора на территории монастырского газона. В шурфе, который находился за пределами храмовой ограды XVIII–XIX веков, на глубине 60–70 см от современной поверхности земли был обнаружен слой строительного развала мощностью до 70 см. Он состоял из спрессованной массы рассыпного известкового раствора и твердых кусочков такого же раствора, сбитого со стен. Одна из сторон этих кусочков была гладкой и покрыта красочным слоем. Все фрагменты различаются по размеру: от мелкого цветного щебня до крупных фрагментов, на которых видны целые лики или их части.

Большинство фрагментов – это массовый материал без видимых изображений. Менее десяти осколков содержат росписи, определяемых как фрагменты личного письма, и лишь два фрагмента составили одно изображение – лицо женщины.

«Находка этого лика оправдывает все серьезные усилия, предпринимаемые по извлечению фресок из земли. Это лицо молодой женщины, повернутое в три четверти, даже чуть более, на зрителя. Половину высокого лба закрывает белый головной убор или повязка с глубокими зеленоватыми тенями, составляющая верхнюю часть лика, под тонким носом с открытыми ноздрями проходит слом фрагмента. Нижняя часть лица пока не выявлена. Сохранившиеся целыми, распахнутые глаза этого персонажа древности скользят мимо современного зрителя, заглядывая за его спину, а проходящий по переносице косой рваный стык фрагментов придает дополнительную выразительность, граничащую почти с физической болью. Если это лицо обретет свое завершение, то тогда можно будет понять, какое чувство заключено в выражении глаз – осуждение или смирение», – отметила Марина Вдовиченко.

Археологи уже обследовали территорию к востоку от Георгиевского собора с помощью магнитометрического оборудования. Сопоставление данных магниторазведки и археологических чертежей 2022 года, возможно, поможет до начала земляных работ очертить приблизительную зону залегания фресочного слоя под землей и позволит обнаружить и другие скопления артефактов.

Использованы материалы пресс-службы ИА РАН