В Новгородском музее-заповеднике реставрируют древние иконы с помощью новейшего реставрационного оборудования
Специалисты мастерской реставрации темперной живописи Новгородского музея-заповедника под руководством Юрия Александрова, художника-реставратора высшей категории, приступили к реставрации двух древних икон с помощью новейшего профессионального оборудования, которое было приобретено при поддержке попечителей музея. В работе у Юрия Александрова – икона «Богоматерь Одигитрия» XIV века из ц. Успения из села Курицко – самая древняя из нераскрытых икон из собрания Новгородского музея-заповедника. На сегодняшний день реставратор очистил от поздних записей и потемневшей олифы фигуру младенца и приступил к раскрытию изображения Богоматери.
- Очень большим подспорьем для нас стало то, что появился этот замечательный реставрационный стол, мы к нему очень быстро привыкли. Тут чудесная немецкая оптика Leica, о которой мы могли только мечтать. Сейчас у нас два таких стола, и это значительно ускорило работу на памятниках, - отмечает руководитель музейной мастерской.
Еще один памятник из собрания Новгородского музея-заповедника, над которым трудятся реставраторы – это икона «Богоматерь Корсунская» («Богоматерь Иерусалимская») XVI века из Софийского собора. Во время создания икона была украшена окладом XII века, который после реставрации в ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, экспонируется во Владычной палате Новгородского Кремля. Икона длительный период находилась на реставрации в Москве, в ВХНРЦ. После пожара, который случился в этих реставрационных мастерских, оклад с нее был снят. Икона сильно пострадала – она была залита во время тушения пожара. Сразу после пожара была сделана профилактическая заклейка. Все эти годы икона сохла, она отдавала влагу, которую накопила доска. В силу того, что доска очень сильно была источена личинками жука-точильщика (внутри она представляет собой труху), она долго испаряла влагу. Сейчас все деформации остановились, и теперь специалисты приступили к реставрации иконы. На первом этапе снимут старую профилактическую заклейку. Затем нужно будет укреплять основу, делать новые детали крепления с оборотной стороны, выправлять деформации – приводить ее в нормальное техническое состояние. После этого удалят запись XIX века (с использованием нового оборудования), чтобы раскрыть живопись XVI века.
- В дальней перспективе – было бы идеально вернуть на икону оклад, - считает Юрий Александров. - В данный момент идет укрепление грунто-красочного слоя. Далее икона будет разобрана на отдельные доски, каждую доску нужно укреплять, затем соединить все в щит, использовав новые шпонки и прочие детали крепления (врезки, металлические части).
В мастерской у Александрова почти завершена работа еще над одним памятником, который был приобретен Новгородским музеем благодаря попечительской помощи, - иконой «Богоматерь Боголюбская Московская, с изображением Московского Кремля», 1780-е гг. Уникальной особенностью иконы является подробно переданная панорама Московского Кремля. Это отличающееся высокой степенью точности изображение, так же как и помещенная в нижней части иконы молитва к Богородице, связано с идеей заступничества Богоматери и московских чудотворцев за свой город. Прославление иконы «Богоматерь Боголюбская Московская» и появление в последней четверти XVIII в. списков чудотворного образа связано с известным историческим событием – Чумным бунтом в Москве в 1771 г., в подавлении которого принимал участие фаворит императрицы Екатерины II граф Григорий Григорьевич Орлов. Проведена большая работа по реставрации основы, т.к. она практически распадалась на три части, и на иконе было большое отверстие от осколка снаряда, попавшего в святыню во время Великой Отечественной войны. Уже проведена склейка основы, затем ее скрепили вставками древесины с оборотной стороны, восполнили утраты. Сделана специальная система: тонкая деревянная дощечка с лицевой стороны, а с оборотной – поддержка, для того чтобы можно было экспонировать икону с оборотной стороны. После обеспечения цельности доски удалили потемневший лак – изображение Московского кремля теперь можно видеть во всей красе. Предстоит еще восполнить утраты древесины и выполнить тонировки, в результате чего икона приобретет экспозиционный вид. После проведения всех реставрационных работ в мастерской Новгородского музея памятник займет центральное место в музейной экспозиции, посвященной роли рода Орловых в истории России (в бывшем доме графини А.А. Орловой-Чесменской).