Выставка дипломных работ выпускников Детской художественной школы к юбилею Ф.М. Достоевского

27 мая 2021Музей романа «Братья Карамазовы»Выставки, 200 лет Достоевскому

В Музее романа «Братья Карамазовы» в Старой Руссе, филиале Новгородского музея-заповедника, открылась выставка ««В рисунках слов и мест следы». К 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского». На выставке демонстрируются дипломные работы учеников выпускного курса 2021 года Новгородской детской художественной школы. Авторам работ от 14 до 17 лет. Их впечатления передают как индивидуальное, так и типичное отношение современной молодежи к знаменитому писателю. Достоевский для них сложен, труден, не всегда понятен, но парадоксально привлекателен и близок противоречиями, метаниями, непростым, подчас взрывным характером. За время создания композиций отвлеченный «памятник на пьедестале» постепенно превратился в более реальный человеческий образ, коллективный «портрет Федора Михайловича-2021».

Представленные работы интересны широкой вариативностью тематических изобразительных трактовок и разнообразием технических приемов. Неординарная личность Ф.М. Достоевского оригинально воплощена в работах «Футуристический Достоевский» Макара Муравьева и «Две стороны» Андрея Коровина. М. Муравьев в духе Сальвадора Дали и Эдварда Мунка передает боль, нравственные страдания и многогранность личности писателя, а А. Коровин показывает противоречия сложного характера Федора Михайловича с духовными исканиями и одновременно подверженного страстям.

Профиль Достоевского в выразительном черно-белом коллаже Александры Решетиной «Цитата» становится своеобразной организующей архитектоникой мыслей писателя и обрамляется ленточной строкой из романа «Идиот», возможно, ключевой в понимании замысла композиции. В героях и многочисленных «говорящих» деталях темперного листа Александры Михайловой «Станция метро «Сенная площадь» узнаются современные Раскольников и Соня Мармеладова. Строгое, почти плакатное решение аппликации «Совесть» Дарьи Платоновой лаконично и емко показывает драматичный разрыв жизни Родиона Раскольникова, заключенный между началом и финалом романа «Преступление и наказание».

Для придания сюжетной остроты непростых отношений и образных характеристик Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева в коллаже «Ссора двух гениев» его автор Ксения Лебедева эффектно использовала комбинацию отмывки тушью, линейной графики и рисунка белым маркером на черном фоне листа. Тщательно организованные и детально прорисованные графитным карандашном композиции Юлии Борисовой и Вениамина Несговорова раскрывают образ Достоевского в период написания романов «Идиот» и «Преступление и наказание».

В работе «Взгляд из прошлого» София Бегунова при помощи изящной монохромной отмывки тушью воспроизводит современный узнаваемый интерьер старорусского дома писателя, в котором в зазеркальном пространстве зримо присутствует сам Федор Михайлович. Отчасти похожая мистическая атмосфера рождается в коллаже Софии Лозгачевой «Тени души», где Достоевский прогуливается по ирреальной набережной реки Перерытицы среди своих персонажей и их таинственных отражений. В акварельном коллаже Ирина Платонова превращает гостиную Достоевских в театральную сцену, где семья разыгрывает домашний спектакль, а полный героями произведений Федора Михайловича зрительный зал отражается в зеркале. Линогравюры Екатерины Шлыковой, Полины Федоровой, Ильяны Мардалиевой и Елизаветы Дубовой объединились в своеобразную серию иллюстраций, посвященных жизни семьи Достоевских в Старой Руссе. Тема сотворчества и духовного единения Федора Михайловича и Анны Григорьевны Достоевских раскрывается в маркерной графике Агнии Борискиной, гуашевых листах Виктории Марковой и Анастасии Манаковой. Валентин Чугунов выполнил проникновенный портрет семьи Достоевских за традиционным чтением, а Анастасия Лозина тонко изобразила осеннюю Старую Руссу и писателя на фоне любимых им городских мест.

  • [Презентация] В рисунках слов и мест следы…