Выставка ёлочных игрушек откроется в Чудовском филиале

10 ноября в выставочном зале сельскохозяйственной школы имени Н.А. Некрасова на территории Дома-музея Н.А. Некрасова, Чудовского филиала Новгородского музея-заповедника, откроется выставка «Ёлочные игрушки. Из новых поступлений». На выставке  представлены новогодние украшения первой половины XX века, которые были переданы в музейный фонд в прошлом году жительницей г. Чудово О.Э. Белковой.

Под конец ХIХ века обычай наряжать елку в канун Нового года и Рождества был заимствован из Германии. Самыми лучшими украшениями в те времена считались красивые стеклянные шары, куклы и конфеты. В Европе уже было налажено массовое производство таких игрушек. Но для запуска собственных стеклодувных заводов Россия не располагала необходимым сырьём. Завозить готовую продукцию было дорого, поэтому ёлочные игрушки стали изготавливать из ваты, которая ценилась за мягкость, податливость, долговечность и способность легко взаимодействовать с другими материалами.

Также в дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. Интересно, что такие игрушки выпускались на протяжении всей советской истории - до 80-х годов ХХ в. 

После революции 1917 года празднование Нового года стало заменой Рождества. Хоть религиозная символика и была запрещена, но традиция ставить елку, как символ наступающего года, сохранилась. Созданием ёлочных игрушек занимались тайком, можно сказать, подпольно, в своих домах. Именно на этот период приходится создание уникальных произведений ручной работы. Среди игрушек этого периода чаще всего можно было встретить изображения фруктов, ягод, овощей или грибов. Такие игрушки являлись мечтой о спокойной и сытой жизни, поэтому вешались на елку, как талисман.

 В 30-е годы XX века елочные игрушки в России изготавливали вручную. В Москве были организованы профессиональные художественные артели, такие, как «Изокульт», «Художественная игрушка», «Все для ребенка». Ватные игрушки в этих артелях создавались из скрученного прессованного хлопка. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером (это делало ее прочной) и посыпали стеклянным снегом. Чтобы получить такой искусственный снег,  выдували шар с тончайшими стенками. Затем сбрасывали его в специальный ящик, где шар рассыпался на мелкие чешуйки.

В 1935 году советскому народу вернули праздник. Рождественская тематика елочных украшений сменилась новогодней. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались.  Вместо ангелов появились пионеры, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

По ёлочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. В 1935 году на экраны вышел легендарный фильм, с Любовью Орловой в главной роли – «Цирк». На елках появились ватные клоуны, акробаты, дрессированные собачки и цирковые слоны.

С 1938 года Московской ИЗО-фабрикой ЦПКиО им. Горького стали выпускаться игрушки, разработанные профессиональными художниками и скульпторами:                  Т. Гидиримской, В. Громчевской, О. Траубер. Эти ватные игрушки пользовались большой популярностью у советских людей. Они хранились во многих домах десятилетиями и передавались из поколения в поколение.

Ватных игрушек, сделанных в 30-е и 40-е годы прошлого века, осталось совсем немного. Этому способствовал тот факт, что, по сложившейся традиции, помещали такие украшения на нижних ветвях ели, для того, чтобы дети могли их потрогать и поиграть. 

Начиная с 50-х годов, на фабриках используют станки для намотки ваты и горячей штамповки ватных игрушек. Это постепенно вытеснило ручную работу. В 60-х годах процесс создания ёлочных игрушек был полностью механизирован. Украшения для новогодней ёлки стали производить массово по одним лекалам. Уникальность была утрачена.

Выставка будет работать по 2 февраля 2024 года.