Финисаж на выставке «Распятие и воскресение»
Лекция
01 декабря 2024 года - 16:00
+79217309392 (Информационный центр музея)
Кремль, 4
Купить билеты- Время на осмотр1 час
- Доступная средаМентальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослые
О событии
Авторская экскурсия куратора выставки, участника возвращения главного экспоната, генерального директора музея Сергея Павловича Брюна.
В День России, 12 июня 2024 года, в 12 часов в здании Присутственных мест в Новгородском Кремле откылась выставка «Распятие и Воскресение. Волотово Поле», приуроченная к 80-летию освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков и посвященная истории восстановления одной из красивейших церквей Руси – церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом Поле.
Великая Отечественная война и немецко-фашистская оккупация советских территорий была сопряжена с беспрецедентным разрушением и расхищением нашего наследия. За годы оккупации Новгородский музей потерял более 30 000 памятников. Немцами были не только разграблены, но и уничтожены уникальные храмы с неповторимыми фресковыми ансамблями. Одним из таких храмов, превращенным немецкой артиллерией в руины, стала церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, одна из жемчужин новгородского каменного зодчества. Храм был возведен по воле новгородского архиепископа, святителя Моисея в 1352 году, а в 1363 году церковь была расписана по заказу преемника Моисея – архиепископа Алексия. Ныне крупнейшие отечественные искусствоведы считают безымянного «волотовского мастера», создавшего фрески, гением равноценным или превосходящим великого Феофана Грека. Удары нацисткой артиллерии оставили разрушенный храм и более 1 700 000 фрагментов фресок «волотовского мастера». В 2003 году многострадальная церковь, включенная в реестр памятников мирового наследия ЮНЕСКО, была восстановлена, став частью Новгородского музея-заповедника, а реставраторы (ныне работающие в составе Центра реставрации монументальной живописи Новгородского музея под руководством Тамары Анисимовой) фрагмент за фрагментом собирают, казалось бы, навсегда утраченные фрески «волотовского мастера». Своим трудом они доказывают, что не все потери безвозвратны, и искусство может воскреснуть, как феникс, из пепла войны.
Особое место в истории русского искусства занимают и т.н. «Волотовские праздники», иконы праздничного чина, написанные для Успенской церкви в первой половине XV века. Это уникальные шедевры новгородской иконописи, столь не похожие по своей стилистике на работы московских иконописцев «рублевского круга». До войны в составе чина находилось девять икон; к сожалению, Новгородский музей успел эвакуировать лишь четыре. Остальные были расхищены оккупантами или пропали в огне войны. В 1948 году из Германии в Новгородский музей была возвращена одна из похищенных икон – «Воскрешение Лазаря».
В 2023 году в Германии, на аукционе в Дюссельдорфе, неожиданно была выставлена еще одна икона волотовского чина, ранее известная только по описи: «Распятие». В годы оккупации икона была похищена немецким капелланом Людвигом Фольклем и вывезена из пределов Советского Союза в 1943 году, когда священник был переброшен в немецкие оккупационные части, стоявшие в Италии. Благодаря обращению директора Новгородского музея-заповедника Сергея Брюна к Министру культуры Российской Федерации Ольге Любимовой и к Председателю Попечительского совета Новгородского музея, помощнику Президента (ныне замглавы Администрации Президента) Максиму Орешкину, икона – через вмешательство российского посольства в ФРГ – была снята с аукциона, причем в самый разгар торгов. К сожалению, в условиях современной политики Евросоюза в отношении нашей страны, реституция похищенного нацистами памятника по суду не могла быть гарантирована. В 2024 году, благодаря усилиям Попечительского совета Новгородского музея-заповедника памятник был приобретен и ввезен в Россию через третьи страны, вернувшись спустя более чем 80 лет в родной музей. Это без преувеличения самое значимое возвращение в Россию произведения древнерусского искусства с послевоенного времени, причем не только для Великого Новгорода, но для всего отечественного музейного фонда.