Признание в любви. Новгородские пейзажи В.Ф. Филипченко. К юбилею художника
Выставка
28 апреля - 28 мая 2023 года
+79217309392 (информационный центр)
+79212073770 (заказ экскурсий)
Никольская, 5
- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаНарушения зрения (при условии сопровождения)Нарушения слуха (при условии сопровождения)Нарушения опорно-двигательного аппарата (при условии сопровождения)Ментальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослые
О событии
На выставке, приуроченной к 90-летию самобытного новгородского художника-пейзажиста Василия Филипченко, будет представлено более 40 работ из фондов Новгородского музея-заповедника.
В творчестве Филипченко зрителя привлекает его преданность натуре. Он глубоко чувствовал своеобразие новгородского пейзажа и с абсолютной искренностью, очень органично переносил его на картон или холст. Все цветовые эффекты, которые поражают в его произведениях, на самом деле – отражение реальной жизни природы новгородской земли. Это и невероятные по интенсивности и чистоте цвета закаты и восходы, мощная, омытая влажным воздухом зелень деревьев и лугов, золото и медь осенней листвы, почти кричащая синева рек и озер и неба над ними. Краски взяты щедро, выложены на грунт бесстрашно, движение кисти широко и свободно. Для Филипченко всё, что открыто взгляду – наполнено жизнью. Это относится не только к миру природы, но и к тому, что создал человек – деревенским домикам, сараям, заборам и, конечно же, древним храмам.
Узнаваемый стиль Филипченко сложился рано, уже к середине 1960-х годов. Со временем изменился лишь формат: от этюдного он перешел к более крупному. В некоторых картинах чуть слышно, не нарушая гармонии пейзажа, зазвучали жанровые мотивы. В лучших работах мастера всегда есть нечто неуловимое, что придает привычному, почти тривиальному сюжету и мотиву символическое звучание.
Василий Фокович Филипченко пришел в профессиональное искусство в начале 1960-х годов. Работая на чудовском заводе «Красный фарфорист», он все свободное время отдавал живописи, открывая для себя неисчерпаемые возможности пленэра. В ранних произведениях можно увидеть, как художник методом проб и ошибок выстраивает гармонию цветовых отношений, согласовывает рисунок с живописным наполнением формы, ищет способы цветом передать глубину пространства. Ему было не просто. Сказывалось отсутствие специального образования. Переезд в Новгород, где он стал работать художником-декоратором в театре, определил его дальнейшую судьбу. Создание декораций требовало широкой манеры письма, большей открытости цвета, активных цветовых отношений, а в конечном итоге тренировало глаз и ставило руку. Но самую главную роль в формировании художника сыграл Дом творчества «Академическая дача» в Вышнем Волочке, куда приезжали работать живописцы со всех концов Советского Союза. Самозабвенная работа дала свои результаты. Он действительно стал профессионалом. Картины художника экспонировались на серьезных выставках, их своеобразие отмечали критики, несколько произведений вошли в основной фонд Новгородского музея-заповедника.