Тихая жизнь вещей
Выставка
01 марта - 16 апреля 2023 года
8 (8162) 77-40-54 (Касса Детского музейного центра)
Кремль, Судейский городок, д. 3
- Время на осмотр30 минут
- Доступная средаМентальные нарушения (при условии сопровождения)
- РекомендуетсяВзрослыеДети
О выставке
Если вы хотите узнать, что такое «Натюрморт», каковы возможности изобразительного языка в области цвета, формы, композиции, попробовать себя в роли художника и просто поиграть, приходите на выставку «Тихая жизнь вещей. Натюрморт из собрания Новгородского музея-заповедника».
Уникальное культурное явление XVII века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи представлял собой Нидерландский натюрморт. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life) стал употребляться для обозначения жанра в середине XVII века, поначалу в Нидерландах. До этого художники называли подобные картины, описывая их сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Одним из самых первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасарван дер Аст, и далее продолжал своё развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и его последователей уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII века. Представление о нём первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве «низшего» жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
В 1930-1940-е годы это развитие приостановилось, но уже с середины 1950-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно и твердо встает вровень с другими жанрами.
На выставке представлены работы художников Е.В.Сущени, В.П.Ширяева, Ю.И.Ерышева, И.П.Колонистова, И.В. Вашкевича, Л.П. Новиковой, А.И. Завьялова, А.Н.Васильева, В.В. Яковлева и Г.Г. Орлова из фондов музея, а также детские рисунки по теме.
Интерактивные зоны дают возможность детям ознакомиться с жанром живописи «Натюрморт», составить композиции, нарисовать натюрморт, создать коллаж, поиграть в тактильные игры. Кроме занятий абонементов «Цветик - семицветик», «В мире искусства» и «В гостях у художника» на выставке будут проводиться мастер-классы «Я – художник-дизайнер», «Тихая жизнь вещей», «Цветы и плоды».