По любви и под присягой. Брак и семья от времен Русской Правды до Советской России

Семья — это социальный институт, сопровождающий человечество на протяжении всей его истории. Исследования подтверждают предположения о семье как основной форме существования человека. В неолите преобладала так называемая матриархальная семья, когда главой рода считалась женщина, а счёт родства шёл по материнской линии. Позднее взяла вверх патриархальная семья, где жена переходила в род мужа, и действовало наследование по мужской линии. В античности под семьёй подразумевалась familia – совокупность всех домочадцев, а целью семьи считалось продолжение рода и поддержание домашнего очага. Брак был моногамным – измены осуждались и наказывались. Христианство закрепило в Европе моногамный брак как единственно правильный и угодный Богу. Институт брака и семьи в России зарождается в дохристианский период и проходит длительную эволюцию. Истории развития семьи и брака в России посвящена выставка. Она включает четыре основных раздела, посвященных семейным отношениям в Древней и Московской Руси, семье и браку в эпоху Империи, эволюции семейных отношений в первые годы cоветской власти. Эту историю иллюстрируют: берестяные грамоты, детские игрушки, иконы, рукописные и старопечатные книги, документы, регулирующие семейные отношения; картины и гравюры, посвященные теме семьи.

  • Гравюра «Изображение сродства» И. Гизель. Мир с богом человеку

Семейные отношения в Древней Руси

История семьи в Древней Руси начинается в дохристианский период. Одной из форм заключения брачного союза в это время было похищение невесты – «умычка», также практиковались купля-продажа и договорный брак. Христианская церковь внесла в древнерусское общество свои представления о браке и семье. На Руси начал действовать византийский сборник церковных правил, получивший название Кормчей книги. Церковь освящала законный брак. Христианские представления о браке непросто приживались в Древней Руси. Информацию о реальной частной жизни жителей Средневековой Руси дают нам археологические находки, особенно берестяные грамоты. В них содержатся живые детали, иллюстрирующие процесс создания семьи и разные аспекты семейных отношений.

  • Берестяная грамота № 752. Новгород, Троицкий раскоп. Первая половина XII в.
    Перевод: «[Я посылала] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался <…> теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про <…> хочешь ли, чтобы я тебя оставила? А если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит [тебя] Бог и моя худость».
  • Берестяная грамота № 931. Новгород, Никитинский раскоп. Первая половина XV в.
    Перевод: «Наказ Семену от жены. Утихомирил бы ты [всех] попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью».
  • Берестяная грамота № 942. Новгород, Никитинский раскоп. Вторая половина XIV в.
    Перевод: «[Наказ от] ... я к жене своей Ульяне. Пойди сюда немедленно».
  • Берестяная грамота № 687. Новгород, Троицкий раскоп. Вторая половина XIV в.
    Перевод: «<…> масло себе купи, а детям одежду [купи], [того-то — очевидно, сына или дочь] отдай грамоте учить, а коней <…>». Грамота представляет собой письмо мужа к жене. Интерес представляет фраза, о том, чтобы отдать ребенка в обучение грамоте. Видимо, для новгородцев это было делом привычным, и указание об этом стоит в письме в общем ряду домашних дел.
  • Игрушка-«коник». Новгород, Троицкий раскоп. XI век.
    Об отношении к детям могут рассказать древнерусские игрушки, найденные археологами при раскопках в Новгороде в слоях XI-XV вв. Игрушки изготавливали из глины, дерева, бересты, кости. Они имитировали предметы быта, орудия труда, транспорта, оружие. В числе археологических находок часто встречаются свистульки, фигурки животных и птиц, иногда людей.
  • Стеклянные браслеты, бусы, кольца. XII-XIV вв.
    Женщина вольного Новгорода, в отличие от своих европейских современниц, занимает в обществе выдающееся положение; ее личная свобода ничем не стеснена, и в то же время ее имущественные и иные права обеспечены законом. Жена в отсутствии мужа не только вела домашнее хозяйство, но и на равных занималась его делами, была в курсе его забот. Вместе с тем желание быть красивыми было не чуждым для женщин, живших в Средневековом Новгороде. Кольца, височные привески, бусы, накладки для элементов одежды, были характерными атрибутами женского костюма.
  • Кормчая книга. XVIII в.
    Кормчая книга содержала христианские нормы права, апостольские правила, правила вселенских и поместных соборов, сочинения церковных писателей. Самый древний список Кормчей был изготовлен для Новгородского Софийского собора, он датируется началом 1280-х гг. После принятия христианства Кормчая книга стала основным документом в области регулирования брачно-семейных отношений. Семейному праву посвящена 50 глава «О тайне супружества, то есть законного брака». Данная рукопись – список с печатного издания 1650 г. В 1784 г рукопись была куплена у тихвинского купца и вложена в Тихвинский Успенский монастырь.
  • Икона. Свв. Петр и Феврония Муромские. XVIII в.
    Петр и Феврония – первые русские святые покровители семьи. Они одинаково почитаются церковью и народом. История Петра и Февронии похожа на сказку. Князь Пётр и крестьянка Феврония полюбили друг друга и решили пожениться. Бояре были недовольны выбором жены князя и потребовали, чтобы он оставил город. Пётр и Феврония покинули Муром. В городе началась смута, и бояре попросили их вернуться. Пётр и Феврония возвратились и заслужили любовь горожан. В преклонном возрасте они приняли монашеский постриг и молили Бога умереть в один день. Их желание исполнилось, и их похоронили вместе.

Институт семьи и брака в Московской Руси

Если в древнерусский период институт семьи и брака в основном регулировался нормами обычного и церковного права, то с конца XV в. эту сферу постепенно начинает контролировать государство. Нормы семейного права отражены в Судебниках 1497 и 1550 гг. Решения Стоглавого собора 1551 г. были посвящены регулированию церковных отношений и семейному праву. В это же время государственные и церковные нормы были дополнены Домостроем, который впоследствии стал символом патриархальных отношений в Руси Московской. Регламентацию семейных отношений продолжило Соборное Уложение 1649 г.

  • Икона. Свв. Гурий, Самон и Авив, с избранными святыми на полях. XVIII в.
    В житии святых рассказывается, что один наемник остановился в Эдессе в доме вдовы Софии. Там он заметил ее дочь Евфимию и стал просить отдать ее в жены. Мать отказывалась. Но он поклялся у гробницы свв. Гурия, Самона и Авива, что не причинит супруге зла. Однако оказалось, что на родине у него есть жена. Евфимия стала его рабыней. А когда у нее родился ребенок, ревнивая хозяйка его отравила. Евфимия обратилась с молитвой к святым – свидетелям клятвы обманщика, и Господь перенес ее домой. Когда клятвопреступника вновь послали на службу в Эдессу, весь город узнал о его злодеянии, и по приказу правителя он был казнен. А свв. Гурия, Самона и Авива стали считать покровителями брака.
  • Домострой с выписками из Пролога. Посл. треть XVII в.
    «Домострой» — литературный памятник, созданный в Великом Новгороде в XV в. Он представляет собой энциклопедию семейной жизни, традиций русского хозяйствования и этических норм повседневной жизни. В нем наряду с советами как солить рыжики или содержать посуду в чистоте – приведены и более серьезные рекомендации: как устроить свой дом так, чтобы в него можно было «как в рай войти»; как обустроить взаимоотношения внутри семьи. Из владельческих записей можно сделать вывод, что данная рукопись в XVII-XVIII вв. принадлежала нескольким поколениям купеческих семей из г. Старая Русса.
  • Стоглав. Глава 21 «Ответ о обручении и венчании». 1596 г.
    Стоглав – это сборник церковных правил и наставлений, а также свод светского права XV–XVI вв. В области регулирования семейных отношений Стоглав 1551 года основывался на нормах обычного права. По Стоглаву юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовалось согласие родителей. Возраст вступления в брак – для мужчин с 15 лет и с 12 лет для женщин. Представленная рукопись происходит из Псково-Печерского монастыря. Данный памятник примечателен тем, что является древнейшим датированным списком Стоглава, дата его создания – 12 декабря 1596 г.
  • Соборное уложение. Список с печатного издания. 1724 г.
    В 1649 г. Земским собором был принят новый свод законов Российского государства — Соборное уложение. Оно продолжило регламентацию семейных отношений. В Уложении подтверждалось действие принципов, изложенных еще в «Домострое» - главенство мужа над женой и детьми, общность имущества и т.д. Теперь брак мог заключаться только с согласия самих брачующихся и родителей. Для оформления брака требовалось разрешение архиерея и отсутствие препятствий к браку (кровного родства, прошлого брака и др.). Данная рукопись происходит из Варлаамовской церкви Великого Устюга, писец диакон Илия Григорьев сын Брагин.
  • Память изустная духовная Бориса, состоящего на государевой службе подо Псковом. 1650 г.
    Изустная память — духовная грамота, юридический документ, составлявшийся на Руси и в России с XIII по XVIII век, в которой содержались распоряжения и указания родственникам и близким человека на случай его смерти. Как правило, составлялась в форме молитвенного напутствия родным с мыслью об их ответном молитвенном памятовании о составителе после его кончины, что, впрочем, не мешало включать в неё пожелания прагматического характера, которые полностью совпадали по значению с соответствующими пунктами современного завещания.
  • Память венечная. 1699 г.
    Венечная память – вид документа учета гражданского состояния населения, который существовал с XVI в. по 1765 г. В ней указывалось: кто и когда венчает, имена, чины и местожительство лиц, вступающих в брак, сведения о степени родства, о том, что вступающие в брак не имеют «тайной жены или мужа». За выдачу венечных памятей взималась пошлина. Священникам было запрещено венчать без венечных памятей. В Новгородском музее-заповеднике хранится венечная память заказчика-попа Верхнечужбойской волости Алексея попу Игнатию Григорьеву на венчание крестьян д. Чириково Комоневской волости и уплату венечных пошлин.

Семья и брак в эпоху Империи

Брачные отношения в XVIII в. в России вступают в новый этап развития, когда государство все больше вмешивалось в регулирование семейных отношений. В петровскую эпоху условия вступления в брак наряду с церковными нормами начинают регулироваться правительственными указами. Указами Петра I отменялись сговорные записи, все больше распространялся принцип добровольности вступления в брак, устанавливался возрастной ценз, согласно которому брачный возраст для девушек наступал с 17 лет, а для мужчин – с 20 лет. В 1714 г. вышел указ, запретивший дворянским юношам жениться, не освоив азов математики. При завершении обучения молодым людям выдавались «свидетельственные письма», без которых «жениться их не допускать и венечных памятей не давать». В 1721 г. Петр I издал указ о заведении метрических книг во всех церквях, в которых велись записи о числе родившихся, умерших и бракосочетавшихся.

  • Родословное древо династии Рюриковичей и Романовых. 1790 – 1801-е гг.
    Традиция составления родословных древ российской императорской семьи берет свое начало с XVII в. с воцарения дома Романовых в 1613 г. Родословные древа российской императорской семьи являлись средством наглядной легитимации царствующей династии, утверждая ее законное право на престол путем обращения к древнерусскому прошлому и с помощью художественных интерпретаций исторических событий.
  • Беннер Ж.-А., Меку Ж. Портрет императора Петра I. 1820 г.
    В 1820 г. вышла серия гравюр «Портреты русских императоров и членов императорской фамилии». В альбоме представлены 24 портрета правивших особ из династии Романовых и некоторых других представителей царственной фамилии. Портреты были выполнены знаменитым французским художником-миниатюристом Жаном Анри Беннером (1770–1836), который с 1817 по 1825 г. работал в России при дворе русских царей. Он создавал портреты представителей рода Романовых в технике эмали. Их оригиналы ныне хранятся в собрании Эрмитажа. Большую часть гравюр с портретов для издания выполнил известный французский мастер И. Меку.
  • Указы Петра Великого. С.-Петербург. Типография Императорской Академии наук. 1739 г.
    Реформы Петра I положили начало развитию семейного гражданского права в России. На смену Домострою, церковным правилам и другим документам пришли царские, а впоследствии императорские указы. 15 января 1724 г. вышел указ Петра I «О непринуждении родителями детей, а господами своих людей, рабов и рабынь, к вступлению в брак против их желания». Нарушителям указа грозил штраф. Поэтому перед венчанием молодых их родители, опекуны должны были приносить присягу, что они не неволей «сына женят» или «замуж дочь отдают».
  • Запись приданого. Новгородская губерния, 29 января 1761 г.
    Указом от 3 апреля 1702 г. предписывалось «отставить» сговорные записи и вместо них «приданому писать росписи». Они содержали описание движимого и недвижимого имущества, которое «давалось за невестой» в случае замужества. Роспись могли составить родители либо опекун. В собрании музея хранится запись приданого новгородского помещика отставного майора Мозовского Ивана Богдановича дочери Марфе Ивановне, выдаваемой замуж за унтер-лейтенанта флота Линева Михаила Петровича. В документе говорится, что отец «оной дочери своей отдал из недвижимого своего крепостного имения людей и крестьян».
  • Гражданские законы. Т.10. Свод законов Российской империи. Санкт-Петербург. 1857 г.
    Семейные отношения имперского периода истории России также регулировались Сводом Законов Гражданских. Он был частью Свода законов Российской Империи. В 10 томе три раздела «О союзе брачном», «О союзе родителей и детей, и союзе родственном», «Об опеке и попечительстве в порядке семейственном» посвящены семейному законодательству. Государство по-прежнему сохраняло церковную форму брака и не допускало свободу развода. Гражданские суды рассматривали имущественную сторону семейных отношений и права наследования. В остальных случаях дела брачные подлежали церковным судам.
  • Поколенные росписи дворянского рода Кожевниковых. Первая треть XIX в.
    Имперский период истории России – время расцвета российского дворянства. Свод законов определял дворянство как сословие, принадлежность к которому «есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствующих в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем, обращая самую службу в заслугу, приобретали потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены, или монархами сим достоинством пожалованы». Дворянские семьи по примеру «Царских родословий» составляли родословные древа. Такие родословные схемы могли быть одним из доказательств дворянского происхождения.
  • Витковский А.В. Портрет дворянской семьи Челищевых. Втор. пол. XIX в.
    Идеалом семейной жизни дворянского сословия считалась большая дружная сплоченная семья. Основами мирного сожительства декларировались любовь и взаимоуважение. Однако для поддержания хороших отношений следовало соблюдать правила приличия и семейную иерархию. Вольность в поведении не поощрялась.
  • Рожок детский. Москва, мастер Устинов Гаврила. Первая половина XIX в.
    Родители имели широкие права по содержанию и воспитанию детей, но также были обязаны заботиться об их нравственном воспитании и образовании. Воспитание детей зависело от многих причин: материального состояния семьи, положения в обществе, пола ребенка. Так, мальчиков и девочек с раннего возраста готовили к тем социальным ролям, которые они будут выполнять во взрослой жизни. В дворянских семьях мальчиков готовили к военной службе и роли хозяина родовой вотчины, а девочек – к роли жены и матери. От этого напрямую зависели и уровень образования, которое получали дети, и игры, которыми был занят их день.
  • «Сельская свадьба». Серия литографий «Из русской народной жизни XIX в.». Москва. Литография Е. Яковлева. 1869 г.
    Самым многочисленным сословием Российской империи являлись крестьяне. Жизненный цикл и быт крестьянской семьи в первую очередь определялся экономическими причинами и вековой традицией. Даже выбор времени для проведения свадьбы был обусловлен религиозным и земледельческим календарем. Венчание исключалось в течение всех больших постов, в период от Рождества до Богоявления, на Масленицу, Пасху, накануне и в дни храмовых и великих праздников, а также накануне сред и пятниц на протяжении всего года. Свадьбы по традиции играли в свободное от земледельческих работ время – осенью и зимой.
  • «Зять у тещи в гостях». Литография. Москва, издание П.Н. Шерапова. 1866 г.
    Свадебное веселье заканчивалось, наступали «будни» семейной жизни, наполненные новыми заботами и хлопотами. По традиции молодые отправлялись жить в дом родителей мужа и далеко не всегда отношения невестки с новыми родственниками, в первую очередь, со свекровью, складывались действительно по-родственному. В сфере брачного права крестьянские обычаи не совпадали с формальным законом. Сельское население не имело сколько-нибудь существенного представления об официальных законах и регулировало семейные отношения нормами обычного права. Практика волостных судов при разборе семейных дел также придерживалась обычного права.
  • Книга брачных обысков ц. св. Николая Николаевского Мостищенского монастыря. Новгородский уезд. 1803-1831 гг.
    Брачный обыск – документ, который составлялся перед венчанием. В нем указывались лица, вступающие в брак, их звание и состояние, место жительства, возраст и семейное положение. Подтверждалось отсутствие родства, взаимное согласие вступавших в брак, согласие родителей или опекунов на брак. С 1765 по 1917 годы священнослужители вели специальные обыскные книги, куда вписывали брачные обыски.
  • Лемох К.В. Крестьянские дети. 1883 год.
    На полотне изображена жанровая сцена. На фоне бревенчатой стены изображены двое босоногих крестьянских детей. Девочка 7-8 лет стоит, прислонившись спиной к стене. Одета в белую удлиненную рубашку и розовый передник, на голове белая косынка. Левой рукой она обнимает мальчика 4-5 лет, который стоит к ней лицом, почти спиной к зрителю. Одет в розовую рубашку, доходящую почти до колен и подпоясанную голубым пояском. На голове серый картуз. Живопись малопастозная. Цветовая гамма сдержанная, использованы оттенки зеленого, коричневого, розового и серого цветов.

Эволюция семейных отношений в первые годы Советской власти

Революция 1917 г. привела к изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений. Издаются декреты «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака». Это был разрыв с дореволюционным семейным правом. Церковь отстранялась от участия в регистрации актов гражданского состояния. Юридическую силу имел только гражданский брак. Снимались законодательные ограничения для брака. Вводилась свобода разводов.

  • Сборник декретов 1917-1918 гг. Раздел II «Брачное право». Москва. 1920 г.
    В сентябре 1918 г. ВЦИК принимает Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Гарантией равноправия мужчины и женщины становится норма, согласно которой имущество, нажитое супругами, считалось общим. Дети от фактического брака пользовались теми же правами, что и родившиеся в официальном браке.
  • Копия с плаката 1923 г. Первая половина XX в.
    Плакат «Не пойдем во храм венчаться с милым ласковым дружком, а пойдём мы к комиссару, там запишемся вдвоем» отражает попытки Советской власти изменить устоявшиеся вековые традиции, внедрить новую модель семейных отношений, в основе которых лежали революционные взгляды на институт брака. Несмотря на нововведения, поведение населения оставалось в рамках традиционных брачно-семейных представлений. Еще долгое время гражданский брак оставался для населения необязательным, и только в результате давления властей гражданская форма брака стала распространяться.
  • Выпись о регистрации брака письмоводителя Шилкина Ф.И. и конторщицы Новгубпродкома Орловой О.А. 06.05.1920 г.
    После революции и издания в 1917 году декрета «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» церковь отстранялась от участия в регистрации актов гражданского состояния. Венчание стало личным делом. Традиционные обряды крещения, отпевания становились все более редкими. Юридическую силу имел исключительно гражданский брак. Снимались все законодательные ограничения для брака. Никакого значения для регистрации брака не имели вопросы принадлежности к тому или иному сословию, национальности, религии.
  • Свадебная фотография. Мясникова Зоя Александровна с мужем. 1920-е гг.
    На снимке изображены молодой мужчина с усами в темном френче, брюках «галифе», сапогах, без головного убора и молодая женщина в подвенечном наряде. Они стоят на фоне декоративного задника. На оборотной стороне фотокарточки – дарственная надпись: «Дарю сию карточку на память моей ненаглядной и горячо любимой Зоюре. Ты и я хотим счастья – светлого счастья, а для счастья необходимо – вера, глубокая вера друг в друга, понимание и глубокие искренние чувства питаемые друг к другу – тогда мы будем счастливы <…> твой на веки <…>».
  • Удостоверение отдела ЗАГС о регистрации брака Тыркова П.Я. с Обуховой Е.П. из д. Юрьевская слобода. 1920 г.
    В дореволюционной России не существовало специальных органов для регистрации рождения, бракосочетания и смерти. Их регистрация находилась в ведении церкви. Правовой основой создания в Советской России органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) стал декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния». В соответствии с данным документом при волостных и городских управах начинают действовать отделы записей браков и рождений. В их обязанности входило уточнение личности лиц, вступающих в брак, и соблюдение всех условий, установленных законодательством.
  • Свидетельство № 51 о прекращении брака между Дешиным Н.А. и Дешиной А.М. Новгород. 07.08.1936 г.
    Документ заверен печатями Новгородского бюро райгорзагса и подписью заведующей бюро ЗАГС. В дореволюционной России развод был практически невозможен, а государство сохраняло церковную форму брака и не допускало свободу развода. После революции и издания советских декретов «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и «О расторжении брака» процедура прекращения брака сильно упростилась, и разводы стали обычным делом.
  • Крупская Н.К. Народное образование и демократия. Москва. 1919 г.
    В первые годы советской власти государство уделяло большое внимание созданию новой, «демократической» системы просвещения и воспитания детей. Супруга В.И. Ленина Надежда Константиновна Крупская была советским государственным, партийным, общественным и культурным деятелем. После революции Крупская занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков создания комсомола и пионерской организации. Именно она сформулировала основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания».