Старообрядчество Новгородской области: культура и традиции

Церковный раскол XVII в., старообрядцы Новгородской земли

  • Сборник изображений атрибутов обрядности и символики, принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви. 1800-е гг.
    Началом раскола Русской церкви принято считать 1653 г., когда Московский патриарх Никон начал проводить реформы по унификации обрядности Русской церкви с опорой на образцы церквей, подчинявшихся Константинопольскому патриархату. Сопротивление реформам Никона появилось в Новгороде и новгородских землях сразу после раскола. Новгородский митрополит Макарий III до самой своей смерти в 1662 г. не вводил в обширной Новгородской епархии новые практики богослужения и книги. После его кончины в связи с начавшимся активным насаждением реформы, старообрядчество на этих землях заявило о себе более открыто.
  • Старообрядческий наставник д. Добрости Крестецкого уезда Иван Хрусталь. 1900-1910-е гг.
    Так как большинство проповедников староверия в Новгороде и новгородских землях были миряне, здесь на долгие годы укоренилось беспоповское направление старообрядчества, не принимающее священство и отводящее мирянам-«наставникам» функции духовного управления в общинах. Это учение было провозглашено на прошедших в 1692 и 1694 годах новгородских старообрядческих соборах. Руководящую роль на них играл бывший дьячок из Крестецкого яма Феодосий Васильев, ученик старца Варлаама. Он стал основателем самого распространенного до нач. ХХ в. старообрядческого «федосеевского» согласия.
  • Прокофий Данилович, служитель Старорусского старообрядческого монастыря-богадельни, собиратель книг. 1880-е гг.
    В XVIII – XX вв. крупными центрами старообрядчества Новгородской губернии были Старая Русса, Крестцы, Тихвин, а также Новгородский, Крестецкий, Старорусский, Тихвинский, Валдайский и Устюженский уезды. В Старой Руссе, Тихвине, д. Бор, Ильюшкином и Отлизинском островах Новгородского уезда в разное время действовали старообрядческие скиты и богадельни.
  • Е. С. Павлова и П. К. Костюкова, певчие Санкт-Петербургской моленной у Московской заставы 1910-е гг.
    С самого начала раскола староверы из Новгорода бежали на окраинные земли, переселялись на территорию современных Польши, Белоруссии, стран Прибалтики, а также на север и в Сибирь. В дальнейшем старообрядцы, проживавшие в Новгородской губернии, поддерживали тесные связи со своими единомышленниками в этих регионах, а также в Санкт-Петербурге и Москве.
  • Сенюгин Г.П. с лошадью. 1900-1910-е гг.
    На фотографии изображен крестьянин-старообрядец. Фотография поступила из Солецкого района Новгородской области, на территории которого проживало много староверов. До революции его территория входила в Новгородский уезд и Порховский уезд Псковской губернии.

Новгородские старообрядцы – хранители произведений древнерусского искусства.

  • Описание новгородских чудотворцев. Настенный лист. Конец XIX в. Бумага, чернила, акварель
    Для староверов особенным авторитетом обладала религиозная традиция древнерусской церкви, в особенности, Новгородской земли. Вероятно, представленный настенный лист создан в Новгородской губернии, на нем помещена информация о самых почитаемых святых и святынях Новгорода. Лист выполнен в популярном среди старообрядцев жанре рисованного лубка. Композицией и художественными приёмами он подражает традиции Выговской старообрядческой пустыни.
  • Евангелист Матфей. Икона. XVI в. Дерево, левкас, темпера
    Общины и отдельные старообрядцы приобретали различные памятники церковной старины, которые оказывались ненужными служителям официальной церкви. Особенно богатыми коллекциями обладала Крестецкая моленная поморского согласия, Тихвинская старообрядческая кладбищенская богадельня, а также ряд тайных скитов и храмов (моленных), располагавшихся в различных уездах. До нашего времени дошли несколько икон XV – XVII вв., сохраненных старообрядцами Новгорода и окрестностей. Представленная икона с Евангелистом Матфеем происходит из собрания старообрядческой моленной д. Гуськи Устюженского уезда.
  • Никола Чудотворец. Икона. Вторая половина XV в. Дерево, левкас, темпера
    Образ Николы Чудотворца был передан в дар Новгородскому музею-заповеднику старообрядческой семьей из п. Крестцы Новгородской области. Возможно, до этого он находился в одной из трех крестецких старообрядческих моленных, существовавших там до революции.

Старообрядческое иконописание и традиция меднолитой пластики

  • Преображение. Икона. Выговское общежительство. Конец XVII в.-начало XVIII в. Дерево, левкас, темпера
    В написании икон староверы изначально отказались от использования «живоподобия» и академической техники. В основном старообрядческая иконопись ориентировалась на иконографический канон, оформившийся к XVII в. На его основе в XVIII в. начинают формироваться основные школы старообрядческой иконописи. На севере – поморская школа, поддерживавшаяся в Выговском общежительстве. На юге сформировалась Ветковская школа, на Урале – Невьянская. Особенную славу приобрели иконописные традиции изографов Ярославской и Владимирской губерний, большая часть которых принадлежала к старой вере.
  • Деисус. Икона-складень. Выговская старообрядческая пустынь. XVIII-XIX вв. Бронза, литье, эмаль
    B 1723 г. Петр I, нуждавшийся в цветном металле для укрепления военной мощи государства, издал указ, запрещавший производство меднолитых церковных образков и иконок. В XIX в. Синод считал их «оказательством раскола». Поэтому крупнейшие литейные мастерские располагались при старообрядческих общинах, а литье латунных образов и крестов стало достоянием старообрядцев. В XVIII в. появляются крупные старообрядческие центры производства меднолитых икон и крестов. Отдельной статьей дохода Выговской пустыни были литые предметы церковного обихода – иконы, кресты, книжные застежки, и т. д.
  • Великомученик Димитрий, Спас Нерукотворный, избранные святые. Мастер Р.Хрусталев. XIX в. Сплав медный, литье, эмаль
    Во второй половине XVIII в. «литейные заведения» появляются в Лефортовской части Москвы. В XIX в. появляются мастера, которые ставили свои монограммы на образах. Самый известный из таких мастеров – Родион Хрусталев, создавший в том числе собственные образцы для отливки медных икон. В XIX – начале ХХ вв. именно Москва была основным центром, откуда литые иконы привозились в Новгородскую губернию.
  • Деисус, избранные святые. Икона-складень. XIX в. Медный сплав, литьё, эмаль
    Ещё одним важным центром производства самобытного художественного литья были Гуслицы – местность в Богородском уезде Московской губернии, где в большинстве сел проживали староверы разных согласий, в основном поповских. Гуслицкое литье отличается грубоватостью работы и особым тяготением к декоративности. Иконы подмосковного производства буквально наводнили новгородскую глубинку во второй половине XIX – начала ХХ в.
  • Никола Чудотворец. Икона. XIX в. Медный сплав, литьё, эмаль
    В тех местностях, где старообрядчество было особенно распространено, литые гуслицкие или московские иконы можно было встретить почти в каждом крестьянском доме.
  • Святой Нифонт. Икона. XIX в. Бронза, литье, эмаль
    Иконы с изображением Нифонта отливались в старообрядческих мастерских довольно часто. В народе этот святой почитался, как «прогонитель бесов».

Старообрядческая традиция переписки книг

  • Миниатюра «Евангелист Марк». Евангелие тетр. Рукопись. XVI в.
    Старообрядцы изначально высоко ценили книжное наследие Древней Руси, древние книги выступали для них иногда единственным авторитетом в религиозной полемике. Сама книга считается святыней. Крупнейшие старообрядческие центры обладали своими «книжницами» - библиотеками. В представленном рукописном евангелии XVI века по низу листов с 10 по 16 почерком начала XIX века сделана надпись: «Сие святое евангелие тихвинскаго Старообрятческаго кладбища». Также книга была украшена миниатюрами евангелистов старообрядческим изографом в XIX веке.
  • Праздники крюковые. Рукопись. Последняя четверть XVII в.
    Староверы не только собирали и хранили древние книги, но и создавали свои. Представленная книга содержит запись знаменных песнопений древней крюковой безлинейной нотацией, сохранившейся в старообрядческом пении до настоящего времени. До поступления в музей книга принадлежала собирателю старинных книг, духовному наставнику Старорусской старообрядческой поморской общины Симеону Ивановичу Иванову (1918-2003).
  • Миниатюра «Видение Андреем и Епифанием душ грешников». Житие Андрея Юродивого. Рукопись. 1741 г.
    Книга переписана новгородским посадским человеком Трофимом Клементьевым. Вероятно, он же выполнил миниатюры и заставки рукописи. «Житие Андрея Юродивого» – один из ранних переводных литературных памятников, известных на Руси. В старообрядческой среде пользовались популярностью видения Андрея, обличающие неправедное священство.
  • Обиход певческий. Рукопись. Конец XVIII в. – начало XIX в.
    Рукопись содержит запись песнопений крюковой безлинейной нотацией. Книга была переписана в Выговской старообрядческой пустыни и украшена в характерном поморском стиле. До поступления в музей Обиход бытовал у староверов д. Карельское Пестово Пестовского района Новгородской области.
  • Сборник старообрядческий учительный. Рукопись. XIX в.
    Книга переписана Прокофием Даниловым, духовным наставником Старорусского старообрядческого монастыря-богадельни.
  • Сборник литературно-полемический. Рукопись. Конец XIX в.
    Сборник переписан старообрядческим книжником иноком Киприаном (Созоновым). Он содержит полемические выдержки из святоотеческих трудов против новообрядческой церкви, выписки из древних иноческих уставов и поучения. Инок Киприан происходил из солецких мещан, был настоятелем скита на Московской заставе в Санкт-Петербурге и скита на Ильюшкином острове Тесовской волости Новгородского уезда.
  • Сборник выписок из Чиновника и Триоди. Рукопись. Начало XX в.
    Сборник переписан жителем деревни Прудищи Крестецкого уезда Василием Никифоровым, который создал множество рукописей на рубеже XIX – XX вв. В книге присутствует владельческая запись: «Сия книжица приобретенаусрдием боголюбивого трудника Ивана Кузьмича деревни Китова. Зде выписаны чины вечерни изъ Триоди постной и цветной».

Атрибуты старообрядческого богослужения

  • Кадило. Конец XIX в.
    Среди старообрядцев был распространен обычай каждения ручной кадильницей – «кацеёй». Такие кадильницы делались из глины либо из латуни. Каждение кацеёй может осуществлять любой мирянин.
  • Четки старообрядческие «лестовка». Вторая треть XX в.
    Лестовка – старообрядческие четки, символизирующие духовное восхождение на небо («лествицу»). Данный экземпляр бытовал в деревне Серганиха Валдайского района Новгородской области. Предназначены для счета поклонов на молитве. Лестовка сшита Евстафьева Наталья Ивановна (умерла ок. 1970г.)
  • Сказание о лестовке. Листовое издание. Конец XIX в.
    Настенный лист знакомит с символикой лестовки. Так, например, 12 «бобочков» символизируют 12 апостолов, 4 «лапостка» - 4 евангелистов и т. д.
  • Подручник. Вторая половина ХХ в.
    Подручник – молитвенный коврик, используемый при земных поклонах для того, чтобы не запачкать руки, которыми совершается крестное знамение.