В гостиной Катерины Ивановны Верховцевой

Гостиная Катерины Ивановны Верховцевой – один из шести залов старорусского Музея романа «Братья Карамазовы». Он посвящен женским образам произведения Ф.М. Достоевского. В большей степени, главным героиням романа Катерине Ивановне Верховцевой и Грушеньке Светловой. Экспонаты гостиной помогают раскрыть интересы эмансипированных женщин 60-х гг. XIX века (прототипов героинь романа) их увлечения, род деятельности. Портреты женщин из окружения Ф.М. Достоевского представлены в мультимедийном планшете, они неожиданно появляются и исчезают, как зеркальные отражения: Авдотья Панаева, Наталья Фонвизина, Пелагея Анненкова, Мария Исаева, Аполлинария Суслова, Анна Корвин-Круковская, Софья Ковалевская, Анна Философова, Елена Штакеншнейдер, Анна Достоевская - жена и соратница, которой писатель посвятил свой последний роман. Наряду с известными женскими портретами в экспозиции представлены старинные фотографии жительниц Старой Руссы и текст письма старорусской мещанки А. И. Меньшовой, ставшей прототипом Грушеньки Светловой в «Братьях Карамазовых». Доминантой экспозиционного решения женской комнаты являются манекены, фигуры Грушеньки и Катерины Ивановны. Это две соперницы, влюбленные в Митю Карамазова. Обе являются воплощением стихийного, инфернального духа. В них борются два начала — всепрощающая любовь и губительная страсть. Однако победить в себе злобу и гордыню удается только Грушеньке. В отличие от Катерины Ивановны, которая предает своего жениха, Грушенька способна на высокие чувства. Она «восходит от идеала Содомского к идеалу Мадонны». После тяжелых испытаний, которые выпадают на ее долю, она возрождается, благодаря любви к Мите.

Фотографии экспозиционного зала «В гостиной Катерины Ивановны Верховцевой» в Музее романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

  • Гостиная. Общий вид.
    Комната, посвященная женским образам романа «Братья Карамазовы», разделена на две зоны: аристократическая гостиная Катерины Ивановны Верховцевой и уголок, где представлены экспонаты, раскрывающие интересовавшее Достоевского женское движение 60-х годов XIX века. Здесь можно узнать не только о главных героинях знаменитого романа Достоевского и их роли в сюжетной канве произведения, но и о тех женщинах, которые имели значение в судьбе писателя и многие из которых повлияли на формирование замысла «Братьев Карамазовых». Доминантой экспозиционного решения женской комнаты являются фигуры главных героинь романа – Грушеньки и Катерины Ивановны. Катерина Ивановна – невеста Мити Карамазова, Грушенька – его роковая любовь, ради которой он готов на всё. В главе «Обе вместе» автор дает описание встречи двух соперниц, закончившейся скандалом. Обе героини являются воплощением стихийного, инфернального духа. В них борются два начала — всепрощающая любовь и губительная страсть. Однако победить в себе злобу и гордыню удается только Грушеньке. В отличие от Катерины Ивановны, которая предает своего жениха, Грушенька способна на высокие чувства. Она «восходит от идеала Содомского к идеалу Мадонны». После тяжелых испытаний, которые выпадают на ее долю, она возрождается, благодаря любви к Мите.
  • Манекен – Катерина Ивановна Верховцева
    Катерина Ивановна Верховцева – героиня, которая сыграла важную роль в судьбе Мити Карамазова. По сюжету Катерина Ивановна является дочерью подполковника. Ее историю мы узнаем из рассказа-исповеди Мити. Когда Митя служил в одном маленьком городке, он знал семью Катерины Ивановны. Известно ему было и то, что ее отец довольно часто пользовался служебным положением и брал казенные деньги. Однажды его почти уличили в растрате. Но тут случился Дмитрий Федорович, который намекнул дочери, гордой красавице, что может помочь ей и ссудить необходимую сумму (4500 руб.) для спасения чести ее отца. Сначала Митя хотел покуражиться над девушкой, показать ей свое превосходство. Однако, увидев ее и осознав, что она переступила через свое достоинство и сама пришла просить у него денег, поступил благородно и отдал Катерине Ивановне пятитысячный билет. Вскоре дело подполковника было закрыто. Отец Катерины Ивановны неожиданно умер, а она стала богатой наследницей своей московской тетки. Тогда-то Митя и получил обратно всю сумму, а вместе с ней письмо Катерины Ивановны, в котором она признавалась ему в любви. Митя посылает в Москву брата Ивана, который влюбляется в Катерину Ивановну. А потом приезжает сам и делает предложение. Затем герои оказываются в Скотопригоньевске. Катерина Ивановна просит Митю съездить в губернский город и послать три тысячи рублей в Москву для сестры. Однако в тот момент Митя неожиданно встречает Грушеньку и, забыв обо всем, едет с ней в Мокрое и тратит деньги. Таким образом, герой оказывается зависимым от Катерины Ивановны. Во-первых, он дал обязательство жениться, во-вторых, он должен ей деньги. В отчаянии Митя пишет письмо своей невесте. В нём он признается, что может убить своего отца. Это письмо Катерина Ивановна показывает на суде как возможное доказательство виновности Мити в убийстве Федора Павловича. Так она мстит ему за оскорбленное достоинство, за его связь с Грушенькой.
  • Манекен – Грушенька Светлова
    Грушенька Светлова (полное ее имя – Аграфена Александровна) была родом из бедной, но честной семьи заштатного дьякона. В Скотопригоньевск ее привозит купец Самсонов после пережитой ею любовной драмы. В романе об этой героине говорится следующее: «...прошло уже четыре года с тех пор, как старик привез в этот дом из губернского города восемнадцатилетнюю девочку, робкую, застенчивую, тоненькую, худенькую, задумчивую и грустную, и с тех пор много утекло воды… И вот в четыре года из чувствительной, обиженной и жалкой сироточки вышла румяная, полнотелая русская красавица, женщина с характером смелым и решительным, гордая и наглая, понимавшая толк в деньгах приобретательница, скупая и осторожная, правдами иль неправдами, но уже успевшая, как говорили про нее, сколотить свой собственный капиталец…» Также знали о Грушеньке, что она в компании с Федором Павловичем Карамазовым проворачивает некие денежные аферы. Претерпев жестокую обиду, нанесенную ей мужчиной, она осознает, что еще может любить и быть любимой. После убийства Федора Павловича и страшного суда над его сыном Митей она понимает, что пройдя через множество нравственных страданий, она сможет начать жизнь с чистого листа. Она возрождается, благодаря своей любви к Мите. Вот как описывал внешность Грушеньки Достоевский: «Правда, хороша она была очень, очень даже, – русская красота так многими до страсти любимая. Это была довольно высокого роста женщина, полная, с мягкими, как бы неслышными даже движениями тела, как бы тоже изнеженными до какой-то особенной слащавой выделки, как и голос ее… Ей было двадцать два года, и лицо ее выражало точь-в-точь этот возраст. Она была очень бела лицом, с высоким бледно-розовым оттенком румянца. Очертание лица ее было как бы слишком широко, а нижняя челюсть выходила даже капельку вперед. Верхняя губа была тонка, а нижняя, несколько выдавшаяся, была вдвое полнее и как бы припухла. Но чудеснейшие, обильнейшие темно-русые волосы, темные соболиные брови и прелестные серо-голубые глаза с длинными ресницами заставили бы непременно самого равнодушного и рассеянного человека, даже где-нибудь в толпе, на гулянье, в давке, вдруг остановиться пред этим лицом и надолго запомнить его». Прототипом Грушеньки Светловой стала старорусская мещанка Агриппина Ивановна Меньшова.
  • Зеркало – мультимедийный планшет
    Техническое средство, позволяющиее познакомиться с персонами из окружения Ф.М. Достоевского. Работая над созданием женских характеров в своих произведениях, Достоевский, безусловно, опирался на личные впечатления. На жизненном пути писателя было много женщин, которые сыграли значительную роль в его судьбе, а также повлияли на формирование образов отдельных его героинь. Мультимедийный планшет-зеркало позволяет о тех дамах, которые имели значение в судьбе писателя и многие из которых повлияли на формирование замысла «Братьев Карамазовых». Перед нами портреты Авдотьи Панаевой, Натальи Фонвизиной, Пелагеи Анненковой, Марии Исаевой, Аполлинарии Сусловой, Анны Корвин-Круковской, Софьи Ковалевской, Анны Философовой, Елены Штакеншнейдер и, конечно, Анны Достоевской, преданной жены и соратницы, которой писатель посвятил свой последний роман. Образы женщин неожиданно появляются и исчезают, как зеркальные отражения.

Литературно-художественные и архивные источники

  • Дневник писателя за 1873г.
    «Дневник писателя» — ежемесячный журнал философско-литературной публицистики Фёдора Михайловича Достоевского, выходивший в 1876—1877 и 1880—1881 годах. Под тем же названием писатель вёл рубрику в еженедельнике «Гражданин» в 1873 году, в одной из которых Федор Михайлович, наблюдая развитие эмансипации женщин своей эпохи, оставил записи по поводу личного отношения к современницам: «В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва, да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин. Это несомненно, несмотря на все даже теперешние уклонения. Женщина меньше лжет, многие даже совсем не лгут, а мужчин почти нет нелгущих – я говорю про теперешний момент нашего общества. Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина, хочет дела для самого дела, а не для того лишь, чтоб казаться. Уж не в самом ли деле нам отсюда ждать большой помощи?»
  • Книга Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Роман в четырех частях с эпилогом
    «Братья Карамазовы» — шедевр русской и мировой литературы и итоговое произведение писателя, в котором по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. В нем поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и всей человеческой истории, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Данный экземпляр - уникальное прижизненное отдельное издание.
  • Фотокопия письма А.И. Меньшовой к А.Г. Достоевской от 18 ноября 1876 г.
    Агриппина Ивановна Меньшова прототип Грушеньки Светловой героини романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Исследователь старорусского периода жизни и творчества Ф. М. Достоевского Л. М. Рейнус отмечал, что она «жила на Соборной стороне, на середине аллеи, тянувшейся по берегу Перерытицы. Дом был записан на мать, Дарью Кузьминичну, богатую мещанку, суровую и скупую староверку». Молодые годы А. И. Меньшовой были омрачены неудачной влюбленностью в поручика Каспийского полка И. Коровайкина, который уехал из Старой Руссы и перестал поддерживать с ней отношения. Жена писателя А. Г. Достоевская узнала об этом от Грушеньки и ее подруги А. П. Орловой. В одном из писем к Анне Григорьевне Агриппина Меньшова просит свою петербургскую знакомую узнать, что с Коровайкиным: «Дорогая моя Анна Григорьевна. Зная Ваше доброе ко мне расположение, обращаюсь к Вам, моя голубушка, с просьбою, дело вот в чем. По приезде из Петербурга я была сильно больна и в продолжение болезни получила только одно известие от моего жениха, и известие тоже грустное – он тоже болен, писал сам в кровати, говорил тоже, что придется ему переехать в госпиталь, и вот, после этого я ничего не знаю, что с ним, и жив ли, даже и того не знаю. Вероятно, что-нибудь уже было плохо с ним, иначе ничему не могу приписать его молчание. Так вот, родная моя, сделайте для меня, узнайте, если можно, что с ним, самая горькая истина для меня будет лучше неизвестности».Анна Григорьевна выясняет, что поручик давно живет своей жизнью, забыв про старорусскую возлюбленную. Известно, что спустя время Грушенька вышла замуж за офицера Вильманстрандского полка и стала Агриппиной Шер. Ее муж умер через несколько лет. Достоевскому была знакома история Агриппины Ивановны. Очевидно, это повлияло на создание образа Грушеньки Светловой из «Братьев Карамазовых».
  • Книга. Рейнус Л.М. Три адреса Ф.М. Достоевского
    Книга Льва Матвеевича Рейнуса "Три адреса Ф.М. Достоевского" посвящена старорусскому периоду жизни писателя, сыгравшему значительную роль в его творчестве. Три адреса Достоевского в Старой Руссе - это этапы биографии, места, прогулки, знакомства и впечатления, нашедшие отражение в произведениях Федора Михайловича. Это - три последних романа "великого пятикнижия", созданные в древнем городе, ставшем частью литературной истории нашей страны. В Старой Руссе охраняется как памятник культурного наследия дом, где согласно сюжету романа "Братья Карамазовы" проживала Катерина Ивановна Верховцева.
  • Книга. Донов А.А. Мария Констант – жена Достоевского
    В книге автор, праправнук главной героини, описывает жизненный путь Марии Дмитриевны Достоевской, урожденной Констант, первой жены Ф.М. Достоевского, ее роль в становлении литературного творчества писателя и приоткрывает малоизвестные эпизоды сложных человеческих отношений в их семейной жизни. Некоторые черты первой жены Ф.М. Достоевского отразились в образе, в характере Катерины Ивановны Верховцевой.
  • Борис Непомнящий. Графика. Избранное
    Издание включает в себя биографические сведения об авторе, вступительную статью, содержащую характеристику творчества художника, и альбом иллюстраций, состоящий из пяти тематических разделов: "Библейские сюжеты", "Записки из Мертвого дома", "Братья Карамазовы", "Село Степанчиково и его обитатели", "Графика разных лет", которые дополнены заметками Б.Л. Непомнящего. Среди иллюстраций героев романа "Братья Карамазовы" есть художественное воплощение Катерины Ивановны Верховцевой.
  • Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях И. Глазунова
    Представляет собой альбом с иллюстрациями, которые сопровождаются отрывками из произведений Ф.М. Достоевского.

Экспонаты гостиной, помогающие раскрыть образы главных героинь романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

  • Самовар-бульотка
    Бульотка предназначалась для сервировки чайного стола, но не для кипячения воды, как самовар, а лишь для поддержания температуры кипятка. Определяя место чая как художественной детали романа «Братья Карамазовы», Достоевский реализовал представления о чае как национальном русском напитке, неотъемлемом атрибуте любой беседы. А значит, и символом гостеприимства, чем характеризуется хозяйка гостиной.
  • Носовой платок
    По требованиям моды и этикета с XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары, среди которых важным был как в мужском, так и в женском гардеробе носовой платок.
  • Зеркало - псише
    Старинное зеркало в раме с особыми стержнями, благодаря чему его можно устанавливать в наклонном положении. Рама такого зеркала имеет прямоугольную или овальную форму, которая вращается на шарнирах, позволяющих регулировать его наклон. В XIX в. это традиционная деталь убранства парадных и жилых интерьеров.
  • Ширма
    Элемент интерьера, небольшая портативная перегородка, отделяющая часть комнаты, например для переодевания.
  • Ломберный столик
    Складной стол для игры в карты. Свое название он получил от одноименной испанской карточной игры. До игры стол был похож на обычный обеденный или журнальный столик, на котором располагали вазу с цветами или канцелярские принадлежности. Перед игрой стол раскладывался, и внутренняя часть, обернутая сукном, становилась внешней.
  • Диван
    Согласно роману, гостиная Катерины Верховцевой изобиловала диванами: «Это была большая комната, уставленная элегантною и обильною мебелью, совсем не по-провинциальному. Было много диванов и кушеток, диванчиков, больших и маленьких столиков...»
  • Швейная машинка
    Швейная машинка фирмы «SINGER» ассоциируется с французской модисткой Прасковьей Егоровной Анненковой, из окружения Ф.М. Достоевского, портрет которой входит в контент гостиной Катерины Ивановны Верховцевой.
  • Веер
    Небольшое складное опахало для создания потока воздуха, овевающего лицо, шею и плечи. Во времена, описываемые в романе "Братья Карамазовы", считался любимым дамским аксессуаром и орудием дамского кокетства.
  • Сумочка
    В XIX веке дамы носили с собой сумочки, в которых хранили нашатырь и платочек. От чрезмерной любви с жёстким корсетам дамы были подвержены риску упасть в обморок и такое необычное содержание сумочки было необходимо.
  • Саквояж
    В гостиной Катерины Ивановны Верховцевой за ширмой находится необычная сумка - саквояж. Его вполне можно представить принадлежностью Катерины Ивановны - современной, эмансипированной дамы.