Зимний быт новгородских крестьян

Зимний быт новгородских крестьян

в избе Царёвой Е.И. из д. Пырищи Крестецкого р-на.


Изба Царевой Евдокии Ивановны, 1822 г.

 

Изба Царевой Е.И. расположена в центральном «Притрактово-Мстинском» секторе музея деревянного зодчества, с южной стороны «улицы», лицевым фасадом на север. В результате проведенных в 2022 г дендрохронологических исследований  Институтом географии Российской академии наук получены сведения о времени заготовки бревен в 1822 году.

Памятник представляет собой избу на высоком подклете с комплексом хозяйственных построек (двор). К лицевому и восточному фасадам избы примыкает галерея, боковая сторона которой одновременно служит крыльцом. Изба и двор одинаковой высоты, перекрыты общей двухскатной кровлей. Кровля тесовая, двухслойная, с потоками на «курицах».

Первый ярус двора состоит из 2 хлевов и крытой части между сенями и хлевами, сбоку перед сенями – «передок» («каретник»). В «передке» устроены ворота для взъезда телеги или саней и калитка для входа в избу. На фасадах - волоковое и косящатые окна. В основании фронтона на лицевом фасаде – нарядный балкон, резные причелины с полотенцами.

Уход за скотом в зимний период

  • Холодный двор и тёплые хлева
    Зима на новгородской земле длилась 5-6 месяцев. В некоторых местах России ее делили на три части: первозимье – время от Покрова до Рождества, середина зимы – от Рождества до Масленицы («большой мясоед») и заключительная часть – с Масленицы до Благовещенья. С наступлением холодов центр крестьянской жизни перемещался с улицы в избу. Однако хозяйство требовало неустанных забот в любое время года. Предметом особых забот крестьянина в это время становится скот, с установлением морозов его помещали в закрытый двор: большей частью в хлева («охлева») и конюшни. В некоторых местах часть скота зимовала в «холодном» дворе. В последнем случае ими обычно были коровы, которые по представлениям крестьян, легче переносили холод, чем остальные животные. В некоторых местах области над дворами не делали и потолков, но, по мнению хозяев, скот нисколько не страдал от этого. Главное, считали они, чтобы «тепло было снизу» (т.е. имелся бы достаточный слой навоза и соломенная подстилка) и был бы хороший корм. Однако для отела коров все же перемещали в теплый хлев.
  • Подойник глиняный, конец XIX – начало ХХ в.
    Количество скота зависело от состоятельности крестьянина, однако сильно варьировалось в различных частях новгородской земли. Обычно у крестьянина среднего достатка было 2-3 коровы, 1-2 лошади, несколько овец и кур. В центральных районах (Приильменская низменность, нижнее и среднее течение р. Мсты, Шелони), богатых пойменными лугами, средним считался крестьянин, у которого было 3-4 коровы. Удойность коров была очень низкой: от 220 до 400-600 л. в год. От 3-4 коров хозяйка нередко надаивала только подойник. Крупный рогатый скот на севере держали в первую очередь для получения навоза – основного удобрения для крестьянских полей.
  • Подойник деревянный, начало ХХ в., Маловишерский р-н.
    Тулово подойника состоит из тринадцати клепок, из которых три выступают над верхним краем: две – арочного типа с круглым сквозным отверстием, одна – трапециевидной формы, со скошенными углами, расположенная напротив носика. Подойник скреплен пятью деревянными обручами: два – сверху, три – снизу. В нижней части тулова – цилиндрический носик. Днище вставное круглое, состоящее из трех дощечек.
  • Кадка – трехнога с ведром, середина ХХ в. Пестовский р-н.
    Корм скоту задавали три раза в день. Утром и вечером хозяйка «запаривала» мякину. Принесенные в ведре отходы от молотьбы хлеба – «мякину», «полову» - она обваривала горячей водой, достанной из печи. Затем мякину вываливали в «лохань» - большую кадку (часто на длинных ножках), над которой подвешивали рукомойник – и доливали горячей и холодной водой. После этого приготовленное пойло ковшом или шайкой хозяйка разливала в ведра и разносила скоту. Такое пойло предназначалось коровам и овцам. Лошадей поили холодной водой, сдобренной иногда мукой.
  • Колода – «жёлоб» для кормления лошадей, 1910–е гг.
    Поили скот из выдолбленных из осины корыт: маленьких – для овец и огромных колод – «жёлобов» – для лошадей (такой «жёлоб» можно увидеть в хлеву). Колода – жёлоб в виде бревна с выдолбленной серединой, прямым дном и прямыми внутренними бортами. Внешние боковые стенки с естественным рельефом древесины. Длина колоды составляет 288 см. Хозяин задавал сухой корм: коровам – яровую солому (если было много сена, то и сено), лошадям – сено или посыпанную мукой яровую солому. Овцам тоже старались давать сено или мелко изрубленную, запаренную солому – «сечку». В обед скот кормили только соломой или сеном, а вечером опять готовили пойло. На ночь коровам давали яровую или ржаную солому, лошадей, наоборот, кормили лучше, задавая овес.
  • Вилы сенные, 1920-е гг., Пестовский р-н.
    В большие морозы весь скот старались кормить сеном. Вилы сенные в виде деревянной палки - рукояти с тремя естественными разветвлениями - рожками. Концы рожков и рукояти заострены.

Женские занятия зимой

  • Прялка – «корневка», конец XIX – начало ХХ в., Окуловский р-н.
    Главным женским занятием зимою становились обработка льна, а среди работ, связанных с его переработкой, особой трудоемкостью и длительностью отличались прядение и ткачество. Пряли в семье все: от мала до велика. Девочки и женщины работали на дому, девушки устраивали коллективные работы – «супрядки» («беседы», «посиделки»), которые выходили за рамки обычного трудового процесса, являясь еще и одной из форм добрачных отношений молодежи. Одним из основных приспособлений в прядении являлась прялка. Получив в девушках прялку, женщина была неразлучна с ней часто до самой смерти. Помимо художественных особенностей, которыми различались работы разных мастеров, принадлежавшие членам семьи прялки наглядно показывают эволюцию этого приспособления. Старухи работали в это время обычно на более архаичных прялках-корневухах (корневках), сделанных из цельного куска дерева.
  • Прялка детская, 1910-е гг., Валдайский р-н.
    Прядение – неотъемлемый элемент системы воспитания крестьянской девочки. Она начинала приобщаться к нему с 5-7-летнего возраста. Специально для нее изготавливали маленькую прялку, высотой не более 55 см. Вначале это занятие служило забавой, но способствовало развитию интереса к работе, усидчивости и овладению приемами мастерства. Результаты «помощи» юной пряхи на первых порах были весьма скромными: нить плохо скручивалась, во множестве встречались пучки льна, и вся нить более походила на толстую бечевку с множеством узелков, и которая легко рвалась. Однако вскоре такие занятия начинали приносить свою пользу. Девочка начинала вносить свою лепту в растущие мотушки ниток в коробке. Вначале ей давали более грубое волокно – «изгребы» и «пачеси». Из них получали материал, который шел на изготовление «онучей», мужских портов, на верхнюю холщовую одежду. Со временем, когда вместе с ловкостью появлялась и сила, девочка начинала работать и с «кужелем» - волокном наивысшего качества.
  • Прялка – «точёнка» с зеркальцем, первая половина ХХ в., Хвойнинский р-н.
    Молодые женщины и девушки пряли на считавшихся более красивыми в то время точеных прялках: «точенках» (крашенках) и «золоченках». Прялка состоит из трапециевидной лопасти, округлой в сечении точеной ножки и узкого донца. Важнейшей формой зимней предсвадебной обрядности были деревенские посиделки: «посидки», «беседы», «супрядки», «скопы» Ход посиделок довольно традиционен: девушки пряли, парни играли и подшучивали над девушками, оживляя беседу. Работа сопровождалась песнями, играми и танцами. Заневестившиеся девушки часто гляделись в небольшое зеркальце, закрепленное в лопасти прялки.
  • Прялка со спицей и крючком, 1920-е гг., Валдайский р-н.
    Временами за прялку садился и сам хозяин. Однако техника у него отличалась от женского прядения. Вместо веретена он пользовался специальным «крючком», а позднее – и «вертушкой». Мужскую прялку с крючком мы видим на полатях. Часто иным было и сырье, которым пользовался мастер. Им служила нередко конопля. Конечно, и нити у такой «пряхи» получились очень толстыми. Другие, впрочем, и не требовались; ведь они шли на витье веревок.
  • Ткацкий стан, конец XIX – начало ХХ в., Валдайский р-н.
    Весь Великий Пост стучали, не переставая, крестьянские «станы» («кросны»). Это деревенские мастерицы превращали наготовленную пряжу в полотна. Ткать могла каждая девочка-подросток, умение же заправить «стан» приходило только в девушках. Ткацкий стан горизонтального типа устанавливался у окна так, чтобы ткачихе было светло работать. Процесс тканья основывался на механическом чередовании зева при помощи системы нита и подножек и прибивания утка при помощи бёрда. Основная сложность заключалась в подготовке его к работе – «навивании» стана. Это означало закрепить в определенном порядке продольные нити – основу ткани – на вращающийся стержень – «навой», припустить ее через петли «нитов», «бёрдо» и привязать о «пруточку», который вкладывался в «пришву». После этого полотно «затыкали» и наматывали его на пришву или подшивали к специальному холсту на пришве. Дальнейшие действия ткачихи сводились к поочередному нажатию подножек и дерганью «набилок».
  • Точа, 1920-е гг.
    В зависимости от количества используемых подножек (и соответственно, нитов), техники тканья, материалов, толщины нитей и их окраски, получали огромное количество тканей, использовавшихся для различных целей. Самое простое полотно – «точу», «точиво» получалось при тканье на двух подножках. Его называют обычно «полотняным переплетением». При этом способе нити утка располагаются перпендикулярно нитям основы. Для мужских рубах ткань делали главным образом в мелкую красно-белую, красно-сине-белую и др. клетку, реже – в полоску. Портянина – ткань в бело-синюю полоску, шла на мужские порты.
  • Постельники на полатях
    В продольные полосы различных расцветок ткали и полотно в «ёлочку» на «постельники». Постельник шили в виде мешка из трех полотнищ, перегнутых по утку пополам и затем набивали свежим сеном.

Мужские занятия зимой

  • Станок для выточки веретен, 1910-е гг., Пестовский р-н.
    Большим спросом в деревне зимою, особенно у женщин, пользовалась продукция веретенного производства. Нередко веретна изготавливались на примитивном токарном станке, приводимом в движение рукой. Он представлял прямоугольную раму с коротким вертикальным бруском, свободно ходящим между двух реек. Между этим бруском и одним из вертикальных брусьев и закреплялась заготовка для веретена, приводимая во вращение лучком. Для предотвращения быстрого износа «гнезд», в которые вставлялась заготовка, туда вделывались пластинки из дуба или бараньи кости. Обработка веретена велась различными резцами, а иногда – даже ножом.
  • Веретено с пряденой нитью, начало ХХ в., Старорусский р-н.
    Веретёна стоили дешево и продавались обычно десятками. Веретено в виде деревянного стержня, с одного конца заостренного, с перетяжкой и двойной головкой с другого конца. Головка состоит из цилиндра с семью кольцевыми порезками и конусовидного завершения. На тулове - двадцать пять ритмически повторяющихся кольцевых порезок.
  • Овчина невыделанная, 1980-е гг., Крестецкий р-н.
    Осень и начало зимы – время массового забоя птицы и мелкого скота. Он приурочивался к переводу скота на стойловое содержание, которое требовало дополнительных расходов кормов и, кроме того, было наиболее рациональным и с точки зрения сохранения мясных продуктов. Забивал («колол») овец хозяин. Зарезанную овцу подвешивали за задние ноги во дворе напротив ворот. Шкуру начинали снимать с задних ног, затем с туловища – «чулком». Работали при этом пальцами и кулаком, а кое-где и подрезали ножом. Шкуру вешали в избе, продевая ее на палку, а в середину закладывали груз – камень и длинное полено, чтобы растянуть шкуру. Мясо обычно солили, а в восточных и некоторых центральных районах области еще и вялили. Здесь с появлением весеннего солнца крупные куски мяса вывешивались на специальную «мясную» жердь или на гвозди, закрепленные на фронтоне дома или под «застрехой» крыши. Вяленое мясо затем добавляли в пищу как дома, так и брали с собой в поле.
  • Дровни, 1980-е гг., Пестовский р-н.
    Важнейшими в Новгородской области были лесные промыслы: заготовка, перевозка и сплав леса, работа и заготовка дров и теса. Заготавливать лес начинали после зимнего Николы (19 декабря, название дня происходит от имени святого Николая Чудотворца). Для строительства брали вековые деревья и старше. Большие срубленные деревья вывозили волоком, поменьше – на дровнях.
  • Топор, 1920-е гг., Мошенской р-н.
    Для рубки деревьев хозяин брал топор с длинным топорищем и широкой рабочей частью с комбинированной заточкой. На щеке рабочей части этого топора выбито клеймо «Ш-О».
  • Колун, первая половина ХХ в., Пестовский р-н.
    Топор-колун с массивной рабочей металлической частью, лезвие симметричное, обух плоский с толстыми стенками, с бородкой. Отверстие для топорища трапециевидное, топорище деревянное. На одной щеке лезвия выбита надпись. Отличительная особенность колуна - не ударная масса, а узкая рабочая часть, удобная при рубке дров.
  • Пила продольная, конец XIX – начало ХХ в., Окуловский р-н.
    Продольными пилами пилили байдак - тёс. В зимнее время деревенские мужики с такими пилами ходили на заработки на реку Мсту, в местечко Савино, нанимаясь к купцам, торговавшим лесом. Продольная пила представляет собой металлическое гибкое полотно с крупными зубьями на режущей кромке, парными рукоятями на концах полотна. Одна рукоять в виде изогнутого металлического стержня, четырехгранного в сечении, в ушко которого продет деревянный брусок. Другая рукоять – зажим в форме плоского деревянного круга с двумя выпусками, круглыми в сечении, для захвата, с пропилом в центре для крепления полотна. Зажим окрашен в коричневый цвет.

Зимняя одежда крестьян

  • Сундук с тёплой одеждой на сеннике
    С наступлением холодов хозяйка доставала теплую одежду из сундуков, находившихся в «клети», «амбаре» («житнице»), сеннике. Состав и разнообразие ее зависели от достатка семьи. Особенно это касалось праздничных нарядов. Более разнообразной была мужская зимняя одежда, хотя особых различий в покрое между мужской и женской верхней одеждой не было. Даже запах пол прежде был одинаков – на левую сторону. Различия сводились в основном к размерам в плечах и талии, в украшениях. Большее разнообразие мужской одежды связывалось с традиционным половозрастным разделением труда в русской деревне. Женщина была больше связана с домом, с домашним хозяйством, поэтому могла обходиться меньшим количеством одежды. Мужчина, наоборот, много времени проводил вне дома, совершал хозяйственные и бытовые поездки в город – и, как следствие этого, обладал большим набором зимней одежды.
  • Шуба женская, конец XIX – начало ХХ в., Пестовский р-н.
    Наиболее распространены были зимою шубы. На территории Новгородской области бытовали несколько их типов: «шуба с борами» (или «круглая шуба»), «шуба на фонтах» или прямая (без сборок) шуба. Воротник представлял собой простеганную двойную кожаную полосу шириной 2-6 см. Наряду с ними употреблялись и «шубы на фантах». Их носили молодые, причем чаще женщины. Эти шубы отличались от представляемых тем, что у них делались только две складки сзади, а некоторые, кроме того, были с отрезной спинкой. Шубы обычно дубились и красились в красный цвет. В начале XX века такие шубы постепенно выходят из употребления.
  • Шуба женская (спинка), конец XIX – начало ХХ в.
    В конце XIX века особое распространение получили так называемые «шубы на борах», «круглые шубы». Они делались отрезными по талии, сильно расклешенными внизу и с многочисленными борами сзади и по бокам.
  • Полушубок женский, 1930-е гг., Демянский р-н.
    В первой трети ХХ в. шубы становятся короче и шьются нередко уже без сборок и складок. Часть шуб получают и отложной воротник. Полушубок женский светло-коричневого цвета, с цельнокроеными спинкой и полочками, с втачными рукавами, с хлястиком, с отложным воротником, и двумя прорезными карманами. Воротник, хлястик, карманы, край левой полочки украшены вышивкой в виде ромбической цепочки черного цвета.
  • Тулуп, вторая треть ХХ в., Боровичский р-н.
    В дорогу надевали «тулуп», нередко даже поверх шубы. В этом случае его могли не одевать в рукава. Тулуп был распространен повсеместно, главным образом у состоятельных и зажиточных крестьян. Носили его в основном мужчины. Тулупы шились из выделанных овчин, длиной до щиколотки. Это была не отрезная по талии, сильно расклешенная одежда халатообразного покроя, с большим отложным воротником. Застегивался на пуговицу у ворота и опоясывался кушаком.
  • Армяк, 1920-е гг., Новгородский р-н.
    «Армяк» («ермяк», «рябик») служил дорожной одеждой. Его надевали поверх шубы, реже тулупа. У малосостоятельных крестьян армяк часто заменял тулуп. Шились армяки из полушерстяного некрашеного домотканого сукна серого или коричневого цвета. Представляли собой очень длинную – до щиколотки, не отрезную в талии, сильно расклешенную распашную одежду с большим запахом на левую сторону. Опоясывались кушаком. Отложной воротник нередко обшивался холстом и простегивался.
  • Кафтан женский, 1923 г., Пестовский р-н.
    «Кафтан» служил зимой рабочей и повседневной одеждой. В некоторых местах (в Чудовском, Солецком, частично Боровичском, Мошенском районах) его не отличали от «армяка». Носили кафтан мужчины и женщины. Шили их обычно из полушерстяного неокрашенного домашнего сукна. Иногда сукно было шерстяным. Кафтаны были серого цвета, за исключением некоторых южных районов (части Маревского и Холмского районов), где встречались и белые кафтаны.
  • Платок, 1905 г., Устюженский р-н.
    Зимой основным женским головным убором был платок. У замужних женщин он покрывался поверх сборника, повойника, кокошника. В холодное время года носили по нескольку платков. Снаружи по праздникам повязывали их следующим образом: первый покрывали на повойник, концы его завязывали на лбу, а сверху покрывали еще один платок концами вниз – «наперед». Кроме того, верхнюю часть последнего платка в некоторых местах прихлопывались с боков, образуя надо лбом подобие гребешка.
  • Чуни, конец XIX – начало ХХ в., Пестовский р-н.
    Повсеместно были распространены «чуни» - в основном мужские, служившие рабочей обувью. Они плелись из грубых льняных нитей – «изгреби» и представляли род башмаков с высокими бортами. Подошва у чуней была прямоугольная с прямым широким носом. Пятка и боковины сплетены в шесть полос прямым способом. На пятке вверху – кулиска из семи петель, куда продета длинная веревка.
  • Валенки, вторая половина ХХ в.
    Валенки («валенцы», «валеные сапоги») конце XIX века были, как правило, праздничной мужской и женской обувью. В начале ХХ столетия валенки получили более широкое распространение. В это время они нередко служат повседневной и домашней обувью зажиточных крестьян. Некоторые валенки красились в черный цвет, другие оставались неокрашенными – чаще серые, редко белого цвета.

Крестьянская пища в зимний период

  • Русская печь
    Русская печь в зимний период играет важнейшую роль в жизни крестьянина. Печь согревает в лютые морозы, лечит от хвори и, конечно же, в ней варят, парят, томят традиционные деревенские блюда. Даже теплая шуба не согреет человека, если у него пустой желудок. Основу пищевого рациона новгородских крестьян, как и всех восточных славян, составляла растительная пища. Хлеб ссыпался в «анбары» и «житницы», реже – в «клети». В центральных районах области некоторые крестьяне устраивали «засеки» для зерна в «подизбицах». Главной зерновой культурой была рожь. Из нее и готовили на севере кислый хлеб, испеченный на выметенном печном «поду» самой опытной в доме женщиной. Хлебопечную лопату и метлу можно увидеть среди печной утвари. Огромное значение в питании играли и различные виды каш – овсяная, ячневая, гороховая и др., хорошо утомленные в русской печи.
  • Кадки с творогом и крошевом на сеннике
    Основным первым блюдом у русских зимою служили кислые щи. Их основной компонент – «крошево» квасили в огромных «дошниках» и кадках поменьше и ставили в холодную клеть, кладовку, сенник. Молочные продукты также играли существенную роль в питании, несмотря на очень низкую удойность крестьянского скота. Она составляла 220-600 л. в год. Раньше молоко не пили, а хлебали ложкой из общей миски. Очень часто его добавляли в чай. Каждая хозяйка копила на зиму и творог. Вначале его клали на решето, а потом вываливали в кадку. Сверху творог покрывали холстиной и придавливали большим камнем, положенным на деревянный «кружок» так, чтобы поверх ткани появился «рассол». Если «рассол» не появлялся, творог «сгорчает». «Творог большой камень любит», - говорили по этому поводу новгородские крестьянки. Хорошая хозяйка готовила ведер пять творога. Хранили его в холодной клети или кладовке. Зимой творог замерзал и его рубили сечкой. Затем его оттаивали, разводили водой и хлебали «кисленьким».
  • Cтол, конец XIX в., Боровичский р-н.
    Семья собиралась для приёма пищи за обеденным столом, размещенном в красном углу. Точеные ножки стола соединены широкими планками и поставлены на тёмно-бордовые лыжи. Два выдвижных ящика с фигурно вырезанными ручками служили для хранения скатерти и хлебного ножа.

Детские зимние забавы

  • Приспособления для катания
    Единственные, кого не страшили зимние холода, были крестьянские дети. Едва ударит хороший мороз и выпадет снег, ребятишки спешили на известную всем с раннего детства гору, укатывали ее, а в некоторых местах скатывались на «коньках», представляющих собой деревянные бруски с веревками для креплений, подмороженных снизу жидким коровьим навозом. Другие, особенно на ледяных горках, катались на подобранных где-либо дощечках, клочках сена или соломы (а в некоторых деревнях и на снопах), а то и на подложенных под себя варежках. Повсеместно – наиболее широко в западных и центральных районах области – использовались при катаниях и так называемые «ледянки» («ильдянки», «ледни» и т.п.). Как правило, они вырубались целиком изо льда и представляли собой круг или овал до 50 см в поперечнике. Ледянки очень часто кололись при столкновениях, а также быстротечных ссорах катающиеся. Кое-где их подмораживали снизу навозом. Местами в Холмском, Шимском, Батецком районах основу ледянки составляло старое решето с намороженным снизу навозом и водой. Скатываясь с горы, ледянка вращалась и производила страшный грохот. В отдельных деревнях Шимского района катались на старых корзинах, тоже подмороженных навозом и водой. Некоторые ребята выпрашивали у родителей старые корыта (а то и потихоньку утаскивали их из бани) и «ночевки» - небольшие корытца для выбирания круп. Для улучшения ходовых качеств их нередко подмораживали водой. Более простыми по сравнению с санками являлись «салазки», они были безкопыльными, а полозья обычно вырубались из искривленных стволов деревьев. Чрезвычайно разнообразными делались однополозные катальные приспособления. Одни из них вырубались из осиновых плах длиной от 0,5 до 1 м. Передний конец обычно заостряли, а на верхней поверхности выдалбливалось углубление до 10 см. Снизу такие салазки подмораживались водой, реже – коровьим навозом, который подравнивали стругом. Коровий навоз, в отличие от подмораживания водой, не скалывался и давал преимущества не только в легкости хода, но и в длительности пользования салазками. Они широко были распространены в восточных районах области (Пестовский, Хвойнинский, Мошенской, Боровичский). Их называли здесь «лодками», «лотками».
  • Лыжи, начало ХХ в., Хвойнинский р-н.
    Ребятишки катались со снежных гор, конечно, и на лыжах. В некоторых местах (например, Солецком, Шимском районах) мальчишки делали себе лыжи из бочечных клепок.
  • Санки, 1920-е гг., Маловишерский р-н.
    Специально изготовленные для катаний саночки встречались редко и были наиболее желанными для большей части мальчишек. Санки коричневого цвета с четырьмя деревянными полозьями, металлическими подрезами, с двумя обращенными друг к другу сиденьями (передним и задним), с настилом из планок - подставкой для ног. Головки полозьев с параллельными порезками, соединены парой брусков с привязанной веревкой фабричной работы белого цвета. Копылья - бруски соединены в нижней части перекладинами, в верхней части переходят в стойки сидений. Спинки сидений неодинаковые по высоте, с подлокотниками разной конфигурации, верхняя перекладина задней спинки - дугообразная, передней - прямолинейная.
  • Санки, первая треть ХХ в., Любытинский р-н.
    Чаще приходилось ездить на хозяйственных санках, на которых подвозили солому или мякину от гумна, дрова или белье на речку. Они различались только размерами: на катальных саночках помещался обычно один, реже два человека, на хозяйственных – 2-3 и более человек.
  • Козелок – «лодка», начало 1930-х гг., Маловишерский р-н.
    Другие однополозные салазки имели лыжеобразное основание, в которое вдалбливалась скамья для сидения. У некоторых из них полоз оставляли незаостренным. Снизу их подмораживали водой, а местами (Любытинский, Батецкий районы) – и коровьим навозом. Во многих центральных и западных районах их называли «козлами», «козелками», в Валдайском районе – «москалками», в Демянском – «салазками», в Боровичском, Крестецком – «стойками», «коньками». В восточных районах чаще других встречалось название «лодки», в Мошенском, Любытинском районах – «скамельки», а в некоторых деревнях Пестовского района их называли «собаками».

Автор виртуальной выставки — Мигунова Е.Н., фотографы — Алексеева Т.А., Толстоусова Т.Н.