Купить билет

«Пушкиниана» из собрания Новгородского музея-заповедника в Михайловском

09 февраля 2022Новгородский кремльВыставки

 10 февраля в Государственном мемориальном историко-литературном и природно-ландшафтном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское» открывается выставка «Пушкиниана». Из собрания Новгородского музея-заповедника». В 2022 году исполняется сто лет со дня создания в Пушкинских Горах Государственного музея-заповедника, объединяющего усадьбы Михайловское, Тригорское и могилу Пушкина в Святогорском монастыре. Эта выставка – своеобразное поздравление коллег с юбилеем и дань памяти великому поэту. Представлено 90 произведений шести художников-графиков, каждый из которых знакомит зрителя со «своим» Пушкиным.

Классические, тщательно проработанные портреты Юрия Лаврухина соседствуют с романтичными образами поэта, созданными Анатолием Давыдовым. В обоих случаях зритель видит не только стремление к узнаваемости, сходству с прижизненными изображениями, но и попытку передать внутреннюю драму гения, ставшего символом своей эпохи, сделать образ поэта созвучным нашему времени.

Очень различаются по образному решению и стилистике иллюстрации и станковые листы к самым известным поэмам, стихотворениям и сказкам Пушкина.

Ирина Чернова-Дяткина создала две графические серии к сборникам «В садах Лицея» (1972) и «Лицейская лирика» (1989). Первая – более традиционная – выполнена в технике ксилографии. В ней есть классическая ясность формы, строгие ритмы. Образы, созданные художником, говорят о красоте далекого, ушедшего. Вторая серия – это изящная импровизация, позволяющая не только открыть сегодняшнему читателю мир юношеских стихов, полных античных мотивов, но и вспомнить многочисленные рисунки поэта на полях его рукописей.

Николаю Домашенко интересно в Пушкине все. И его образ – он в его интерпретации далек от классической традиции. И эпоха – квинтэссенция которой восстание декабристов. И пушкинское понимание истории. В иллюминированных акварелью офортах к поэме «Руслан и Людмила» привлекают не только ясность формы и точность исторической детали, но и какой-то особый внутренний строй, близкий пушкинскому оригиналу. Гравюры к стихотворению «Песнь о Вещем Олеге», выполненные в виде двустворчатых ворот, действительно воспринимаются как вход в загадочный мир русской истории.

Сказки А.С. Пушкина чаще всего сегодня предназначают детской аудитории. Детская книга – это особый мир со своими законами цвета и формы. Художник Алексей Рейпольский хорошо это чувствует. Его иллюстрации к сказкам светлы и гармоничны. Характеры персонажей четко определены и понятны, а сами герои вполне узнаваемы.

Особый раздел выставки – художественный фарфор Марины Андреевой (Шишковой). Ее росписи кофейного сервиза «Сказка о царе Салтане», утонченные и одновременно по-восточному роскошные, очень точно передают волшебный мир сказки, с ее природным и архитектурным разнообразием, особым пространством. В экспозицию включены и другие произведения автора. Росписи сервиза «Дуэль» отличаются непривычной для художника жесткостью и тревожностью образов. В кофейном сервизе «Пиковая дама» все предметы декорированы стилизованными портретами героев. Их окружает петербургская архитектура и «говорящие» натюрморты.

 Выставка будет работать по 20 марта.