Презентация фильма «Граффити. Церковь Благовещения XII века на Рюриковом городище»
27 февраля в 18:30 в конференц-зале в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) состоится презентация фильма «Граффити. Церковь Благовещения XII века на Рюриковом городище» в 3-х сериях. Автор сценария и режиссер – Татьяна Дьяконова (Санкт-Петербург). В фильме принимали участие: Тамара Анисимова, заведующая Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника; Алексей Гиппиус, доктор филологических наук, академик РАН; Савва Михеев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Гейдельбергского университета.
Церковь Благовещения на Городище была основана князем Мстиславом Владимировичем в 1103 году, по-видимому, в связи с рождением у него сына Всеволода, названного в крещении Гавриилом. Церковь эта просуществовала до 1342 года, затем была разобрана, а на ее месте был построен новый храм. Он просуществовал до Великой Отечественной войны, во время которой был полностью разрушен. Сегодня на Городище посетители видят руины именно этой церкви XIV века, под которой располагаются остатки древнего храма XII века. В 2017 году экспедиция Владимира Седова проводила раскопки остатков первоначальной церкви, построенной Мстиславом Великим. В ходе раскопок было извлечено большое количество обломков фресковой штукатурки с росписью храма, а многие из них содержат древнерусские надписи.
В 2017 году ученые стали свидетелями новых открытий. Реставраторы под руководством заведующей Центром реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника Тамары Анисимовой извлекли из завалов тысячи фрагментов фресок живописи XII века, которыми заполнили около 1300 планшетов. Реставраторы очистили фрагменты с росписью и смогли подобрать часть изображений ликов, одежды, фонов и надписей-граффити. В мастерской реставрации монументальной живописи Великого Новгорода собрано несколько квадратных метров поверхности фресковой штукатурки. На ней сохранилось много древнерусских надписей, которые расшифрованы академиком РАН Алексеем Гиппиусом и научным сотрудником Гейдельбергского университета Саввой Михеевым.
В первой серии цикла «Граффити. Церковь Благовещения XII века на Рюриковом городище» специалисты по изучению древнего языка рассказывают об открытии огромной по древнерусским меркам (11 строк) надписи о смерти князя Всеволода Мстиславича. Это тот самый Всеволод, в связи с рождением которого, по-видимому, и был возведен Благовещенский храм. То, что надпись о кончине Всеволода Мстиславича сохранилась и восстановлена, можно назвать чудом. Из этого граффити ученые узнали еще об одном интереснейшем факте, что Троицкий собор в Пскове был заложен именно по повелению Всеволода. За расшифровкой надписи на Городище последовало еще одно открытие. С. М. Михеев обнаружил в Минее XII века затертую запись о закладке Троицкого собора Всеволодом, в которой указана дата начала строительства храма. Таким образом, свидетельство о закладке собора, написанное на стене церкви Благовещения на Городище дополнительно подтвердилось записью из молитвослова.
Граффити, обнаруженные в церкви Благовещения, чрезвычайно ценны как памятники новгородской письменности XII века, имеющие точную датировку. Количество рукописей, датированных в это время, очень незначительно, и иметь такие опорные точки в истории новгородской письменной культуры чрезвычайно важно.
Во 2-й серии цикла Тамара Анисимова рассказывает о том, как сотрудники реставрационной мастерской применили новую технологию, используя чудесный циклододекан, чтобы вынуть фрагменты фресковой живописи из завала. Большую часть надписей ученые обнаружили на стене жертвенника. Здесь, кроме кириллических надписей, было найдено большое количество глаголических. А. А. Гиппиус и С. М. Михеев в этой серии фильма рассказывают, чем отличаются две азбуки, и почему грамотные новгородцы на обеих писали на стенах храма. Во время расшифровки надписей выяснилось любопытное обстоятельство: имя одного из авторов надписей – Стырята – встречается в списке убийц Юрия Долгорукова на стене храма в Переславле-Залесском.
В завершающей 3-й серии цикла реставраторы показывают, из каких крошечных фрагментов собираются удивительные лики святых, которые имеют неизменную особенность – они все голубоглазые. Здесь остается только гадать почему? Может быть, кареглазых византийцев восхитила красота светлоглазых новгородцев, и они стали изображать святых с голубыми глазами, а, может, это уже русский художник, научившись у именитых византийских мастеров, внес новшество в настенную живопись XII века. В 3-й серии А.А. Гиппиус и С.М. Михеев рассказывают о простых надписях, которых довольно много нацарапано на стенах храма – это хозяйственные надписи, надписи о рождении и смерти граждан Новгорода, о просьбе Богу помиловать того или иного, – словом, надписи, фиксирующие повседневную жизнь новгородских клириков и прихожан. Отвечая на вопрос, в чем значимость изучения этого эпистолярного наследия, С.М. Михеев отметил, что человеку свойственно желать знать, что было до него. Познание истории является следствием этого стремления человека как мыслящего существа. «В чем-то практическом это не поможет нам, а вот радость от изучения и знания получить можно!» – с удовольствием подвел итог ученый.