16 августа — День памяти преподобного Антония Римлянина

Сегодня Православная Церковь чтит одного из известнейших новгородских святых. Согласно житию преподобного, составленному в XVI столетии в связи с его канонизацией, Антоний постригся во иноческий чин в Италии, откуда происходил родом. Он отказался от родительских богатств, сложив их в бочку и выбросив в море, а затем, прожив какое-то время в монастыре, удалился на уединенную скалу над морем, на которой, подобно столпнику, провел не меньше года. Страшная буря оторвала скалу от берега, и, стоящий на ней Антоний, чудесным образом приплыл в Новгород. Это случилось в 1105 или 1106 году, на праздник Рождества Богоматери. По благословению новгородского владыки Никиты Антоний основал монастырь на берегу Волхова, где лежал принесший его обломок скалы.

 

Покров XVII столетия с изображением святого Антония Римлянина. Новгородский музей-заповедник.

 

В честь Дня памяти преподобного Антония Римлянина мы решили подробнее рассказать об одном из замечательных произведений с изображением православного подвижника — фреске южной грани юго-восточного столпа Знаменского собора.

 

 

Фрески с изображением Антония Римлянина. Собор Знамения Пресвятой Богородицы. Новгородский музей-заповедник.


Роспись представляет собой весьма распространенный вариант иконографии святого. Облаченный в иноческие одежды Антоний Римлянин изображен в трехчетвертном повороте на камне в водах Волхова. На заднем плане раскрывается панорама монастырского комплекса (с запада, со стороны реки).

Лик преподобного устремлён ввысь, к небесам. Руки сложены перед грудью в смиренном, но исполненном силы молящем жесте. Святой Антоний повернут к Господу, фигура которого заметна в верхнем правом углу композиции в серых облаках на красном фоне. Благословляющим движением правой руки Бог Отец обращается к преподобному, а в левой держит державу в виде темно-синего шара с золотым крестом.

Напомним, что яркая многокрасочная стенопись появилась в Знаменском соборе в 1702 году. Тогда известный миниатюрист золотописец посольского приказа Фёдор Юрьев и московский иконописец Иван Бахматов, состоявший в штате жалованных мастеров Оружейной палаты, подрядились заняться внутренним убранством новгородского храма. Для живописных работ они пригласили более 30 художников, в основном из Костромы и Ярославля.

Грандиозная симфония росписей Знаменского собора выполнена в так называемом «декоративно-повествовательном» стиле, для которого, среди прочего, характерны интерес к житийным и апокрифическим сказаниям, усложненная иконография, замысловатые изображения архитектуры. Крупные плоскостные фигуры святых размещены в широких простенках окон, на гранях столбов и склонах арок: они составляют большую часть ансамбля основного объема храма. Среди них и данный образ Антония Римлянина.